ДисформоманияДисциплина воинская

Дисциплина

Найдено 7 определений термина Дисциплина

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Дисциплина

социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДИСЦИПЛИНА

от лат. disciplina — учение, наука) — 1) исходный метод организации коллектива — обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; обеспечивает формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения; 2) учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Дисциплина

(лат. disciplina –  учение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Обязательное для всех членов общности людей подчинение установленному в ней порядку, правилам и нормам поведения. Также дисциплина  понимается как выдержанность человека, его привычка к строгому порядку.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

Дисциплина

форма общественной связи между людьми, которая служит средством поддержания и соблюдения порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное звено Д. — самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения, личного и общего интересов; качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

ДИСЦИПЛИНА

1.определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к Д. Например, в авторитарном воспитании для поддержания Д. используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т.п. Гуманистические системы воспитания строят Д. на правовых основах и на участии воспитанников в установлении Д. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли Д. в развитии личности имеет выявление соотношения категорий Д. и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Д. - есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других. Д. личности должна рассматриваться в контексте ее свободы, т.е. как самодисциплина - субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Д. есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Д. оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т.п. В сферу педагогики входят формирование самодисциплины личности и Д. учебных заведений (соблюдение режима образовательного учреждения, правил взаимоотношений с педагогами и сверстниками). Осн. методы формирования Д.: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей Д. Осн. ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских проступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью. 2.Отрасль научного знания; учебный предмет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Дисциплина

лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении через упорядоченность действий, соблюдение традиций, обычаев, принятых норм и правил поведения. Различают: трудовую дисциплину как выполнение установленного трудового распорядка дня, регламентирующего режим работы предприятия, цеха, бригады; производственную дисциплину как соблюдение ритмичности работы, выполнение указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным средствам, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной охраны; технологическую дисциплину как соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности методов и способов отработки предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования, к дополнительным затратам труда. Выделяется также учебная дисциплина (школьная дисциплина) как соблюдение правил, норм и требований организации жизнедеятельности школы, училища и коллектива учащихся, направленной на развитие личности учащихся. Дисциплина в условиях учебного заведения есть определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечивать плодотворный труд учащихся, учителей, инженеров – педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Учебная дисциплина основывается на принципах справедливости, ясных и достижимых стандартах, соответствии возможностям ребят. Цель ее – научить детей различать добро и зло, грех и согрешающего. По православной педагогике дисциплина не должна сломать волю ребенка или подчинять другой воле, а развивать самопожертвование и уважение к ближнему. Она является инструментом в духовном воспитании, ибо «укрощает буйство влечений и хаос импрессионизма... развивает самообладание и создает возможность воплощения в жизнь коренных и основных замыслов, устанавливает правильное отношение между духовным ядром личности и ее активностью, ее поведением» (В. Зеньковский). Педагогически оправдана лишь та дисциплина, которая духовно питательна.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИСЦИПЛИНА

лат. disciplina — обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. организации. Д. как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ. поведение в разл. сферах. Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутр. организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собств. целям (самодисциплина) и обществ. установлениям (законам, нормам, принципам). Обществ. Д. придает поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.

Общечеловеческие нормы поведения и гуманистич. ценности определяют общепланетарную Д., обязательную для всех людей, т. к. обеспечивают биол. и духовное выживание человечества, развитие цивилизации. В столь же широком смысле может рассматриваться Д. граждан того или иного roc-ва, поскольку она направлена на поддержание правопорядка, социальной и нравств. защищенности человека. Существуют и спец. виды Д., обязательные для членов определенных организаций (воинская, партийная) или для лиц определенных профессий (врач, учитель и др.). Знание дисциплинарных требований в разл. сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.

В сферу педагогики входит формирование обществ. шк. Д. и самодисциплины личности. Шк. Д. — принятый порядок жизни уч. заведения, соблюдение учащимися правил взаимодействия с учителями и товарищами; поведение, не ущемляющее права других и обеспечивающее успешное осуществление образоват.-воспитат. за-зач. Это одна из форм обществ. Д., отражает их характер и направленность. Движение общества к демократии чревато рецидивами, к-рые отражаются на характере обществ. Д. Для автократии, олигархии, разл. диктаторских режимов характерны тотальные формы социального контроля, отношения господства и подчинения, насилие, директивный стиль управления хоз. жизнью, культурой, образованием. Авторитарные полит. системы порождают и стимулируют авторитарные отношения в гос-ве, семье, школе. Авторитарное воспитание использует соответствующие методы формирования Д. учащихся. Подлинно де-мокр. обществ. устройство предполагает функционирование Д. на фундаменте правового гос-ва, участия масс в установлении социальных норм и в контроле за их выполнением. В условиях демократии Д. рассматривается как необходимое условие обеспечения демокр. свобод граждан.

Принципиальное значение для понимания роли Д. в формировании и развитии личности имеет выявление соотношения категорий дисциплины и свободы.

Гуманистич. идеал — всестороннее развитие личности — осуществим лишь в условиях свободы. Понимание Д. как несвободы, как принудительной, ограничительной силы, мера и разумность к-рой определяются только внешними по отношению к личности средствами, приводит к тому, что члены общества отчуждаются от целей их развития, лишаются творческой инициативы, становятся «винтиками» социальной или производств. системы. Интересы людей отодвигаются на задний план. Д. становится самоцелью, а значит. — преградой для саморазвития человека. Школа, основанная на Д. муштры, наказания, слепого повиновения, не может воспитать личность добрую, жизнерадостную, любознательную.

В то же время Д. неотождествима полностью со свободой. Опираясь на трактовку свободы «как «осознанной необходимости», иногда полагают, что если воспитанник познал необходимость порядка и Д., то это и есть его свобода. Т. о., послушание воспринимается как высшая добродетель, цель воспитания. Такое лицемерное основание приводится обычно представителями авторитарной педагогики. Жизнь учащихся невозможно свести к познанию правил общественно необходимого поведения, к Д. торможения. Дет. и юношеские пристрастия, вспышки интереса и разочарования, стремление и возможность удовлетворить порой резко меняющиеся желания, сопротивление морализированию со стороны старших, тяготение испытать себя, движение к избранной цели методом проб и ошибок — непременные атрибуты свободного развития, к-рые не укладываются в одно лишь русло торможения обществ. необходимостью.

Поэтому Д. (как и необходимость) — не есть вся свобода. Она лишь та ее часть, к-рая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы других, интересы свободного развития всех.

Д. личности должна рассматриваться в контексте ее свободы, т.е. как самодисциплина — субъективная способность личности к самоорганизации для реализации принятых намерений, достижения собств. целей исторически выработанными общекультурными способами.

Рассмотрение Д. только как «подчинение общему правилу» ставит личность во вторичное положение по отношению к обществу. Между индивидуальным и обществ. сознанием, личными и обществ. интересами всегда существует определенное противоречие (оно объективно, ибо становление личности, ее сознания происходит и благодаря общению с другими, и вследствие способности к обособлению, к выделению себя, своего «я» из окружающего мира). Если человек сам становится субъектом устранения этого противоречия, сам устанавливает гармонию отношений с др. людьми, с обществом, то можно говорить о возникновении самодисциплины — сознательной Д. свободного человека.

Д., рассматриваемая в аспекте свободного развития личности, есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора, добровольного отказа от своих желаний, от одной линии поведения. Способность личности выбирать свою линию поведения в разл. обстоятельствах (самоопределение) является предпосылкой возникновения моральной и социальной ответственности за свои поступки. Приобретая способность к самодисциплине, растущий человек получает определенную независимость от случайных внеш. обстоятельств, защищает себя от возможных обществ. санкций и тем самым увеличивает степень своей свободы.

Взгляд на Д. как на условие свободного развития ставит задачу определенного ограничения количества дисциплинарных норм и правил; Д. допустима « лишь в такой постановке, при которой не получилось бы ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся» (Крупская Н. К., Пед. соч. в 6 тт., т. 1, с. 150).

Самодисциплина оказывает непо-средств. влияние на здоровье человека (умение установить собств. режим нагрузок, режим дня и подчиняться ему), на продуктивность деятельности (организация труда учащегося), на отношение с товарищами, коллективом и др.

По направленности личностной мотивации различают Д. внутреннюю и внешнюю. Внутр. Д. (собственно самодисциплина) побуждается потребностями самого субъекта. Ее регуляторами выступают интерес, общая (интериоризованная) цель, убеждение, гуманистич. гражд. сознание, чувства долга, вины, стыда и др. В отличие от внутренней внешняя действует до тех пор, пока существуют стимулы, одобряющие тот или иной вид поведения (материальная выгода, карьера, слава, награда) и тормозящие неодобряемое поведение (санкции, ущемляющие права личности, вызывающие нравств. и физич. страдания). Развитию личности способствует внутр. Д., формируемая гуманными средствами, поощряющими положит. активность личности.

Развитие обществ. Д., опирающейся на самодисциплину личности, — обязательное условие нормального функционирования уч.-воспитат. учреждения. «Привести в гармонию интересы отдельных образуемых, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина» (К а п-те ре в П. Ф., Избр. пед. соч., М., 1982, с. 611).

Такая Д. — результат не только узконаправленных, специальных влияний на нее. «Дисциплина, — писал А. С. Макаренко, — является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса» (Пед. соч. в 8 тт., т. 4, с. 141).

Первоочередные условия хорошей Д. учащихся — здоровый образ жизни в семье и в школе. Правильный режим дня, нормальные условия учебы, питания и отдыха, отсутствие конфликтов с родителями и учителями создают необходимую базу для здорового настроения, уравновешенного психич. состояния учащихся, а Значит. и ровного поведения.

Исходный пункт формирования Д. — убежденность воспитанников в ее необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физич. и нравств. защищенности каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к др. человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.

Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из худож. произведений, этич. беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравств. выбора, — все это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.

Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности ее источника (см. Авторитет). Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученич. коллектив, его самодеятельность.

Непременным условием зарождения индивидуальной и обществ. самодисциплины является совм. коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, школы и заключение своеобразного обществ. договора между учащимися и учителями на их выполнение. «Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной» (Каптерев П. Ф., Избр. пед. соч., М., 1982, с. 612).

Распорядок и нормы жизни уч. заведения устанавливаются не только гос-вом, но и обществ. орг-циями: школьными и т. п. советами, органами ученич. самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ. мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины разл. дисциплинарных нарушений.

Одним из гл. стимулов выполнения уч. обязанностей вообще и Д. на занятиях в частности является познават. интерес. Его последоват. развитие формирует самодисциплину учащегося. Д. находится в прямой зависимости от четкости организации всего уч.-воспитат. процесса, мастерства педагога, его умения подготовить учащихся к занятиям и организовать их.

В процессе трудового воспитания, проф. обучения учащиеся должны увидеть связь Д. с результатами труда. Особого внимания педагогов в связи с этим требует воспитание технол. Д., ответственности за качество труда и продукции. В качестве стимуляторов такой Д. выступают чувство проф. гордости, коллективная ответственность, материальное поощрение.

В практике воспитания наиб. трудности вызывает правильное использование мер воздействия на учащихся, нарушающих Д. Осн. ошибка, к-рой следует избегать, это переносить законы взрослого общества в дет. среду. Большинство дисциплинарных нарушений учащихся не носит злонамеренного характера, связано с естественной дет. активностью и отсутствием возможности индивидуального самоутверждения в коллективе, неразвитостью навыков самоорганизации, чувства ответственности и др. Воспитатель не может действовать по стереотипу нарушение — наказание; он стремится понять причины недисциплинированности, использовать все средства нравств. воспитания, методы убеждения, примера, естеств. последствий, пед. поддержки, поощряющей веру ученика в свои силы. Наказание — крайняя мера — не должно быть следствием пед. бессилия; оно допустимо, если вызывает раскаяние, затрагивая нравств. чувства, совесть, не унижая достоинства человека. Решительного вмешательства педагога требуют действия воспитанника, наносящие физич. или моральный ущерб личности др. воспитанника. Недопустимо использовать ученич. коллектив как инструмент, выполняющий карательные функции по отношению к личности. Такой коллектив не создает условий для творческой самореализации растущего человека, держит его в атмосфере страха, разобщает учащихся и тем самым разрушает нравств. основы воспитания.

Проблема Д. решается на демокр., гуманной основе в тех коллективах, где утверждаются сотрудничество, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками, взаимопомощь старших и младших учащихся, увлеченность общей работой, уважение к правам человека, законам и традициям уч. заведения.

Лит: Гмурман В. Е., Дисциплина в школе, М., 1958; Теория и методика коммунистического воспитания в школе, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1974; Шамова Т. Н., Нефедова К — А., Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения, М., 1985. О. С. Газман.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Дисциплина — 0

Найдено научныех статей по теме Дисциплина — 0

Найдено книг по теме Дисциплина — 0

Найдено презентаций по теме Дисциплина — 0

Найдено рефератов по теме Дисциплина — 0