Динамический стереотип

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно-рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60-х гг. XX в. этот термин употреблялся как синоним навыка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Стереотип динамический
[гр. stereos – телесный, объемный + typos – отпечаток + dynamis – сила] – зафиксированная последовательность условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся в организме под влиянием повторяющейся последовательности раздражителей.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Динамический стереотип
относительно устойчивая система условных и безусловных рефлексов. Формирование Д.с. — один из основных законов высшей нервной деятельности, который у человека проявляется в образовании определенных навыков, привычек и приспособляемости к тому или иному укладу жизни и деятельности.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Динамический стереотип
[гр. dynamikos – сильный, подвижный + stereos – твердый + typos – отпечаток] – интегральная система привыч ных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. Стимул). Понятие введено И.П. Павловым (1932). Нервные процессы, лежащие в основе формирования Д.с., объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упорядоченном стереотипе эта последовательность нервных процессов закрепляется, все отве ты могут быть воспроизведены – с сохранением знака, интенсивности и последовательности – даже при предъявлении лишь одного из стимулов.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
система положительных и тормозных условно-рефлекторных связей в коре головного мозга (см. Рефлексы), вырабатывающаяся у высших животных и человека в ответ на некоторую систему повторяющихся внешних (по отношению к нервной системе) обстоятельств, событий. Многие акты поведения и деятельности человека можно истолковать как проявления динамического стереотипа (например, разнообразные привычки и навыки – трудовые, учебные, игровые, бытовые). Когда стереотип выработан, осуществление деятельности значительно облегчается. Если, скажем, человека приучают (или он сам приучает себя) изо дня в день вставать утром в определенное время, убирать постель, делать физзарядку, совершать туалет, завтракать, вовремя выходить из дома на учебу или работу, отдыхать, возвратившись домой, принимать пищу в одно и то же время и т.д., то это приводит к выработке соответствующего Д.с., и в результате организм без больших затруднений функционирует в определенном ритме, активность протекает ненапряженно и субъективно сопровождается выраженным чувством легкости, удовлетворенности, в конечном счете положительно сказывается на эффективности учебной или трудовой деятельности и на динамике межчеловеческих отношений.
В связи с изменением требований среды возникает необходимость перестройки системы ответных реакций организма, т.е. Д.с. Вслед за перестройкой стереотипа раздражителей происходит и постепенная перестройка стереотипа временных связей и исполнительных реакций (положительных и тормозных). Это связано с большим или меньшим нервным напряжением и субъективным переживанием неблагополучия. Слишком резкая перестройка стереотипа внешних раздражителей, обстоятельств может привести даже к болезненным нарушениям, так называемым «срывам» высшей нервной деятельности. Психологически это находит выражение (в зависимости от индивидуальных, личностных особенностей человека, его опыта и культуры) в некоторой дезорганизации деятельности, агрессивных или депрессивных состояниях.
У человека даже весьма сложные Д.с. могут формироваться значительно быстрее, чем даже простые стереотипы у животных, так как люди с помощью речи формулируют (или получают от других, в частности, от педагогов) правила, по которым ориентируются во внешних сигналах, обстоятельствах и так или иначе отвечают на них некоторым поведением или сдерживанием активности. Экспериментально установлено, что системы временных связей, образованные с участием речи, легче и быстрее поддаются перестройке, чем связи неречевые.
Лит.: Асфандиярова С.И. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности / Под ред. Е.А. Климова. – Казань, 1962; Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник для студентов университетов, обучающихся по специальности «Психология». – М., 1989.Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
135.59 кб

Динамика параметров моторно-педагогических функций в развитии рабочего динамического стереотипа в пр

Осипцов А. В.
Определены основные параметры моторно-педагогических функций, развитие которых способствует повышению темпов и качества формирования рабочего динамического стереотипа в процессе занятий физическим воспитанием студентов профессиона

Похожие термины:

  • РАБОЧИЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

    (РДС) – специфическая функциональная система, сложная система рефлексов, которая формируется у человека в процессе труда и обеспечивает решение какой-либо рабочей производственной задачи. Конце
  • Двигательный динамический стереотип

    образуется при повторении в одной и той же последовательности двигательных актов, объединяемых в целостное упражнение (А. Н. Крестовников). Д.д.с. является физиологической основой формирования дви