ДИКЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дикция
произношение, манера выговаривать слова. Особое значение имеет для актера, певца, диктора, учителя.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДИКЦИЯ (от лат. dictio - произнесение)
произношение, манера выговаривать слова. Правильная дикция имеет особое значение для актера, певца, диктора, лектора, учителя.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДИКЦИЯ
степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков, определяющая разборчивость речи и понимание ее другими людьми [52, c. 34; 59, c. 72].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ДИКЦИЯ
(от лат. dictio – произнесение). Степень точности произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющая разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Д. – профессионально значимый навык педагога. Хорошая Д. (ясность и четкость произношения) – одна из важнейших сторон культуры речи. Д. уделяется большое внимание как при постановке произношения, так и при его коррекции в условиях продвинутого этапа обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДИКЦИЯ
Певец лишен возможности протянуть согласные во времени. Согласные тянул Владимир Высоцкий. Но в классическом пении согласные тянуть не принято. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту. Это утверждение не может быть правилом. Все зависит от построения музыкальной фразы и кульминационных моментов. Гласная должна обретать полноту в приеме фермато. Вялые губы и язык в пении не допустимы. Необходимо бороться с вялостью верхней губы: учить скороговорки, петь специальные упражнения для подвижности квадратных мышц лица. Но нижняя губа и язык должны находиться в обычном расслабленном состоянии, т. к. они находятся в "мертвой зоне" (по М. Гарсия). В хоре должно быть четкое произношение согласных. Построение музыкальных фраз бывает разное. Концертмейстер замечает знаменитой певице Кири Катанава: "Акцентируй!" Она тут же стала выделять ударные слоги, и интонация выправилась. Разве человек может говорить без ударений, монотонно? Почему же петь нужно иначе? Нельзя забывать, что при произношении согласных тоже существует редукция, в тех же слогах, где и редукция гласных.

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

ДИКЦИЯ
лат. diktio — произнесение речи) — 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Хорошая Д. обусловлена активной артикуляцией согласных и гласных. Особенно трудно добиться хорошей Д. в тех случаях, когда ситуация требует говорить в более быстром по сравнению с привычным для говорящего темпе. При значительном увеличении темпа артикуляционных движений Д. как бы «смазывается», восприятие речи затрудняется, что совершенно недопустимо в педагогической работе. Для выработки безупречной Д. нужна целенаправленная тренировка речевого аппарата. Среди упражнений, чаще всего используемых в этих целях, следует назвать скороговорки и чистоговорки. Помимо речевых упражнений в работе над Д. полезно использовать и вокальные приемы, например песни, которые рассчитаны на исполнение в быстром темпе. Пение песен повышает эмоциональный Тонус, активизирует дыхание, задает жесткий ритмический рисунок исполняемого текста. Работа над Д., кроме выполнения артикуляционных упражнений, предполагает развитие слуховой наблюдательности. Необходимо накапливать в своей памяти слуховые образцы эталонного произношения, безукоризненной Д. и вместе с тем подмечать и анализировать случаи небрежного выговаривания слов. При этом следует учесть, что плохая Д. может быть результатом не только вялой артикуляции, но и дефектов речевого аппарата. Лит: Никольская СТ. Техника речи. — М., 1978; Станиславский К.С. Собр. соч. — Т. 3. — М., 1955; Сценическая речь /Под ред.И.П.Козляни-новой. — М., 1976; Фимочева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. А. А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ДИКЦИЯ
(от лат. dictio — ‘произнесение’) — произношение, манера выговаривать слова. Хорошая Д. (чёткость и ясность произношения) — одна из важнейших сторон культуры речи.
Д. по отношению к орфоэпии можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. Человек со скверным почерком рискует быть непонятым адресатом. Человек с плохой Д. заставляет собеседника либо пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз. Такой человек нередко является предметом насмешек, особенно если он «глотает» отдельные звуки, что-то бормочет про себя или гнусавит, даже выступая с большой трибуны, а сама его речь нервная, с оговорками или нерасчленённая, монотонная.
Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нормально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирования. К речевому аппарату, в узком смысле этого слова, относятся губы, язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зёва), голосовые связки.
Основные дикционные недостатки связаны со скованностью и зажатостью челюсти, что ведёт к невозможности произносить полноценные гласные. Вялость губ не позволяет чётко «вытачивать» и оформлять согласные. Ленивый, «толстый» язык мешает ясности речи. Со всеми этими недостатками поможет справиться артикуляционная (логопедическая) гимнастика (см. Лит.).
Правильная Д. имеет особое значение для актёра, певца, диктора, лектора, учителя.
Лит.: Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2010; Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977; Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. М., 2011; Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. М., 2009; Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991; Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.
Н.А. Володько

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
21.12 мб

Педагогическая работа над дикцией младших школьников в начальном образовании

Максимова Елена Владиславовна
В данной статье обоснована необходимость работы над дикцией в начальной школе. Она посвящена совершенствованию дикции детей младшего школьного возраста на этапе работы со скороговоркой.
Читать PDF
147.40 кб

Проблема дикции в постановке оперного голоса

Сладкопевец Роман Вадимович
Статья посвящена рассмотрению проблемы дикции в постановке голоса (оперного, камерного). Опираясь на педагогические принципы К.С. Станиславского и Б.В.

Похожие термины: