ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
(синоним –етодическая система (тип) обучения). Понятие, введенное В.И. Загвязинским. Под дидактической системой (типом) обучения понимается общая направленность обучения. Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом будет ассоциация, а основными видами деятельности – восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ведущей целью обучения определено развитие творчества, самостоятельности, то основными психологическими механизмами обучения становятся механизмы творческой деятельности (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипотез, перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитивное обоснование и др.). Средствами такого обучения служат выдвижение и анализ проблем, анализ нестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т. п. Возникает совершенно иная система – дидактическая система проблемного обучения. В дидактической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения. Преимущество ориентации на дидактические системы в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора конкретных методов и сделать ее более целостной, гармоничной. Рассмотрим известные методические системы в их исторической последовательности.
1. Из известных методических систем оной из наиболее древних, но, пожалуй, наиболее интересных систем – является сократический метод (или, синоним – маевтика)
2. Репродуктивное обучение относится к традиционному типу организационной культуры.
3. Догматическое обучение соответствует ремесленному типу организационной культуры. Следующие дидактические системы будут относиться к научному типу организационной культуры:
4. Сообщающее (информационно-иллюстративное, репродуктивное) обучение;
5. Развивающее обучение;
6. Программированное обучение. Следующая группа дидактических систем уже будет относиться к современному проектно-технологическому типу организационной культуры, поскольку они предполагают организацию учебной деятельности по типу или с элементами проекта. В частности, наличия нескольких этапов его проектировочной фазы: определение целей, моделирование (например, в проблемном обучении существенным компонентом выступает построение познавательных моделей – гипотез), принятие обучающимся решения, построение программы действий; технологической (исполнительской) фазы – реализация программы действий; рефлексивной фазы – контроль, оценка результатов и рефлексия:
7. Проблемное обучение;
8. Задачная (поисково-исследовательская) система обучения;
9. Продуктивная (критериально-ориентированная) система обучения;
10. Система проективного обучения;
11. Система контекстного обучения;
12. Имитационная (моделирующая) система обучения. Эту систему чаще всего называют «активными методами обучения»;
13. Информационная система. Последняя из рассматриваемых методических систем – информационная система – располагается как бы обиняком по отношению к типам организационной культуры, поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного, догматического до проективного. Название «информационная система», естественно, условно, поскольку все другие методы обучения также несут информацию. Термин «информационный» относится не к обучению, а к техническим информационным средствам: компьютерам, телекоммуникационным сетям и т. д. Мы перечислили основные типы (дидактические системы) современного обучения. Однако в «чистом» виде в реальных условиях они не существуют. Это абстрактные модели, полезные для уяснения структуры, характера и возможностей каждого вида обучения. В реальных системах обучения выделенные типы и соответствующие им методы обучения применяются в определенных комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг с друга, однако чаще всего какой-то тип остается ведущим, доминирующим, а остальные элементы дополняют и обогащают его. Литература: [32].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
699.57 кб

Методы обучения в дидактической системе В. А. Сухомлинского

Челпаченко Татьяна Викторовна
С позиций историко-педагогической преемственности анализируется система методов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского, разработанной и реализованной в опыте работы Павлышской средней школы.
Читать PDF
182.14 кб

Система, технология и модель обучения как дидактические категории

Баханов К.А.
В статье рассматриваются такие дидактические категории как система, технология и модель.
Читать PDF
681.14 кб

Функциональные и дидактические возможности систем управления обучением

Первезенцева Эвелина Александровна
Сегодня становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки специалистов, а также повышения качества учебного процесса с помощью систем управления обучением.
Читать PDF
188.43 кб

Реализация приемов обучения в дидактической системе В. A. Сухомлинского

Челпаченко Т. В.
Выявлены и рассмотрены приемы дидактической системы В.A.Сухомлинского. Показана специфика их использования в опыте Павлышской средней школы. Дана попытка классификации приемов дидактической системы В.A.Сухомлинского.
Читать PDF
456.94 кб

Дидактическая инженерия: проектирование систем обучения нового поколения

Нуриев Наиль Кашапович, Старыгина Светлана Дмитриевна, Гибадуллина Эндже Анваровна
Введение: в статье рассмотрена организация учебной деятельности в техногенной среде.
Читать PDF
459.31 кб

Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения

Тихомирова К.М. , Кудина И.Ю.
Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения В статье рассматривается современная классификационная система средств обучения как часть образовательной среды, её дидактические функции, методические возм
Читать PDF
256.50 кб

Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения

Платонова Татьяна Евгеньевна
В статье рассматриваются апробированные несколько вариантов системы видов и приемов учебной работы, полученные на научной основе диагностико-технологического управления качеством обучения школьников.
Читать PDF
154.86 кб

Модели взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения

Пальчикова И. Н.
Читать PDF
271.89 кб

Сценарии взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения

Пальчикова И. Н.
Читать PDF
238.03 кб

Технологии обучения как дидактическая система математической подготовки студентов

Тарбокова Т. В.
Показана эффективность применения технологий обучения как дидактической системы математической подготовки студентов, разработанной в соответствии с выявленными и обоснованными педагогическими условиями (содержательными, организаци
Читать PDF
81.77 кб

Дидактическая технология внутривузовской системы подготовки студентов заочного обучения

Шлык В. В.
В данной статье предпринята попытка исследования приоритетных подходов улучшения безотрывной подготовки профессиональных кадров и определение организационно-дидактических и методических условий, педагогических технологий для дости
Читать PDF
775.59 кб

Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи

Назарова Г. И.
Читать PDF
265.72 кб

Дидактическая система повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения

Радевская Наталья Станиславовна
В статье рассматриваются элементы дидактической системы, описывается разработанная автором модель системы обучения педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения)
Читать PDF
551.92 кб

Дидактическая контрольно-оценочная система повышения эффективности обучения учащихся 5–6-х классов

Юновидова В.Л., Ахмадуллина Р.Г.
Статья посвящена повышению эффективности, сохранности и надежности обучения учащихся 5–6-х классов, так как из-за нарушения преемственности в обучении выпускников начальной школы в 5-х классах происходит понижение качества обучени
Читать PDF
165.07 кб

Взгляды исследователей на нетрадиционное обучение как на дидактическую систему активизации познавате

Науменко С. В.
В статье рассмотрены взгляды исследователей на нетрадиционное (активное) обучение как на дидактическую систему активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей на примере теоретического материала огневой подготовки.