ДиалектичностьДиалог культур

ДИАЛОГ

Найдено 8 определений термина ДИАЛОГ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Диалог

форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство их позиций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

ДИАЛОГ

разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника) [80, c. 143].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Диалог

сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический глоссарий

ДИАЛОГ

метод воспитания, предусматривающий создание педагогом ситуации непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких людей, специфика которой состоит в последовательном чередовании стимулирующих и реагирующих реплик. Диалог, в отличие от дебатов или дискуссии может иметь несколько целей или же просто предмет обсуждения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

ДИАЛОГ

греч. dialogos — беседа) — форма устной речи, попеременный обмен репликами двух или нескольких лиц; существует как самостоятельный публицистический и философский жанр, доведенный в античной философии Сократом и его учениками, прежде всего Платоном, до высокой степени совершенства (в «Диалогах Платона» отражается метод обучения его учителя, Сократа). Обычно диалогическая речь не полностью развернута, т. к. многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют проблемы диалога человека с компьютером.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ДИАЛОГ

от греч. диа – через, посредством + логос – закон, слово) – способ общения людей, коммуникации: (по другим представлениям – режим коммуникации), выступающий, по меньшей мере в трех аспектах: во-первых, как общение двух и более людей в такой форме, когда голос каждого человека, выражавшего свое представление о культуре, жизни, мире является не заглушенным и насущным для всех; во-вторых, как способ (режим) мышления. Это – диалог с собой, внутренний диалог, диалог философский; в-третьих, как большой диалог образов культуры по «последним вопросам бытия» (Эдип, Гамлет, Дон-Кихот, Иван Карамазов...), воплощенных в великих произведениях прошлого и современности. Это – диалог культур, когда каждая культура принимается как самоценная, не отторгнутая, но живущая в наше время. Диалог – это не спор и не диспут, доминантами которых является стремление к истине. Диалог – это движение в противоположном направлении – от Истины к пониманию и взаимопониманию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Диалог

гр. – беседа) – вид разговорной речи свободно общающихся людей, когда два или несколько человек воздействуют друг на друга краткими речевыми оборотами – суждениями, комментариями, комплиментами, репликами, вопросами, ответами, подсказками, советами, связанными между собой и с ранее высказываемыми мыслями общим смыслом и содержанием При этом происходит обмен жестами, мимикой, молчанием, паузами, интонациями. Все это делается в конкретной естественной обстановке, отчего диалог делается ситуативным, непроизвольным и концептуальным. Диалог является всеобщим способом мышления, когда даже во внутренней речи, даже при монологе, говорящий мысленно имеет ввиду второго говорящего. Диалоговая природа речи выполняет мировоззренческую функцию. Диалог между учителем и учащимся является основой процессов воспитания и обучения. В них он бывает и принципом, и методом, и приемом деятельности. На основе использования диалоговых конструкций разрабатываются новые образовательные технологии, например, школы диалога культур, школы самоопределения, диалогового обучения, т.е. те, что основаны на идеологии сотворчества, сотрудничества учителя и ученика. Диалоговое построение обучения является более продуктивным, чем традиционное монологическое.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИАЛОГ

от греч. dialogos — беседа, разговор двоих) — разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника). Все особенности Д.— речевой структуры связаны с его спецификой как образования, возникающего в результате перемежающейся, главным образом устной спонтанной речи собеседников, происходящей в определенных условиях. Сама природа Д. предполагает его сложность. Размеры Д. теоретически безграничны, и его нижняя граница может показаться открытой. Однако фактически каждый Д. имеет начало и конец. Единство Д. в его теме, содержании, смысле. Специфика Д. как сложного единства самым тесным образом связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, с движением мысли. Основной единицей Д. является диалогическое единство. Вопрос о границах Д. и его внутренних структурных особенностях связан с различием понятий Д. как целостной структуры и диалогического единства. Реплика как компонент диалогического единства и Д. в целом имеет двуплановый характер, совмещая в себе значение акции и реакции, в результате чего Д. представляет собой сложную цепь взаимосвязанных высказываний. С исследованием Д. как сложного комплекса, в состав которого зачастую входит цепь переплетающихся или параллельных реплик нескольких лиц, связано выделение различных структурных типов Д. (парный Д., параллельный Д., полилог). Исследование Д. невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и предмета высказываний, степени подготовленности говорящих, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному, конкретной обстановки общения. Характер Д. определяется действием всех этих факторов в совокупности, и в результате конкретного проявления каждого из них создается Д. определенной структуры. Ближайшая социальная ситуация и более широкая социальная среда определяют структуру высказывания, отражая характер диалогического поведе-ния.Именно ситуация формирует высказывание в виде просьбы или отстаивания, в стиле витиеватом или простом, уверенно или робко произнесенное. С ситуацией общения, отношением участников Д. к содержанию речи связан характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются различные типы реплик и типы Д., устанавливаются характер реакции, оценки говорящими фактов ситуации и речи, модальная характеристика Д. Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется стимулом, так как побуждает собеседника к ответной реплике или действию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций. Важно изучение особенностей обоих компонентов. Со стороны структурно-композиционной выделяются ответные реплики-подхваты, реплики-повторы и др. При этом внимание обращается на логико-смысловое значение реплики и соответствующее ее отношение к одному, стимулирующему высказыванию. Важным видом Д. в этом плане признается вопросно-ответный комплекс. Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы Д.: Д.-противоре-чие, Д.-синтез (Е.М.Галкина-Федорук), Д.-спор, Д.-объяснение, Д.-ссора, Д.-унисон (А.К.Соловьева), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа (О.И.Шаройко). При этом выясняются структурно-грамматические особенности Д., экстралингвистические моменты, связанные с осуществлением речи, воплощающейся в Д. разных типов. Специфика Д. связана и с таким явлением, как степень подготовленности говорящего к речи. Л.П. Якубинский отмечал быстрый темп произнесения реплик и их смены как одного из свойств Д., в ходе которого подготовка к высказыванию идет одновременно с восприятием чужой речи. Это отражается на структуре диалогических высказываний, являясь одним из факторов формирования его синтаксиса. На структуре Д. сказывается и степень осведомленности собеседников о предмете разговора. Л.П.Якубинский подчеркивал, что понимание чужой речи определяется опытом собеседников, составляющих апперципирующую массу говорящих, что каждое последующее говорение падает на подготовленную почву, указывая на большую роль догадки при тождестве апперципирующих масс собеседников. Общий опыт собеседников, его постоянные и преходящие элементы определяют возможность дешифровки при речевом обмене. Речь всегда нуждается в слушателе. Дополнительным средством передачи информации при непосредственном общении служат мимика, жесты, различные телодвижения, социально обусловленные и соответствующие интеллектуальному и эмоциональному состоянию говорящего. Одной из важных сторон Д. является интонация, с помощью которой передается определенная информация и оформляются диалогические единства в составе сложной структуры. Информативная и связывающая роль интонации в Д. отмечается при анализе диалогических единств с репликами различного типа — повторами, подхватами. Различные функции интонации могут переплетаться, поскольку реплики одновременно представляют собой предложение (или соединение предложений) со своей внутренней интонацией и элемент Д. Действия всех внеречевых факторов в совокупности решающим образом отражаются на структуре Д. и прежде всего на его грамматических особенностях. Выбор определенных конструкций связан со спецификой устной речи и спецификой Д. как речевого взаимодействия. Эллипсис, простота синтаксического построения, употребление предложений различных функциональных типов, модальных слов, повторы, присоединительные конструкции и другие характерные черты обязаны своим происхождением в Д. его специфике как особого речевого построения. Характерный для диалогических предложений порядок слов, своеобразное актуальное членение предложений в Д. связаны также с действием многообразных условий, в которых протекает диалог как воплощение устной перемежающейся речи. Спаянность реплик ведет к постановке вопроса об отношении Д. к понятию сложного синтаксического целого, поскольку Д. как продукт речевого обмена в конечном счете представляет собой звучащий и часто зафиксированный единый текст особого рода, принадлежащий не одному лицу. Строение такого текста, развитие мысли, модальные характеристики высказываний и другие черты такого сложного целого важно сопоставить с характеристиками текстов недиалогического характера. Впервые на Д. как сложное синтаксическое целое было обращено внимание в работах Н.Ю.Шведовой, Г.А.Золотовой. Лит.: Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов (Синтаксис текста). — М., 1979; Винокур Т.Г. Диалогическая речь // ЛЭС. — М, 1990; Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. — М., 1976; Радаев A.M. О некоторых составляющих речевого воздействия диалогических и монологических текстов и остроумных высказываний // Психолингвистические и социолингвистические детерминанты речи. — М., 1978; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. — М., 1986. Л. Е. Тумина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено схем по теме ДИАЛОГ — 0

Найдено научныех статей по теме ДИАЛОГ — 0

Найдено книг по теме ДИАЛОГ — 0

Найдено презентаций по теме ДИАЛОГ — 0

Найдено рефератов по теме ДИАЛОГ — 0