Диалог
форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство их позиций.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
ДИАЛОГ
форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ДИАЛОГ
разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника) [80, c. 143].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Диалог
сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.
Источник: Педагогический глоссарий
ДИАЛОГ
(гр. dialogos от dia – через, logos – слово, речь) – 1) Разговор, беседа между двумя или несколькими лицами; основной способ изображения характеров и действия в драме, а также в прозе и поэзии. 2) Свободный обмен мнениями, переговоры между двумя сторонами, странами (политический диалог, социальный диалог и т. д.).
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ДИАЛОГ
метод воспитания, предусматривающий создание педагогом ситуации непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких людей, специфика которой состоит в последовательном чередовании стимулирующих и реагирующих реплик. Диалог, в отличие от дебатов или дискуссии может иметь несколько целей или же просто предмет обсуждения.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
Диалог
(от гр. dialocos – беседа) – тип организации устной речи, форма общения людей. Диалогичность мышления и речи заложена в самой природе языка как средства общения, а также искусства слова – как единицы литературно-художественной коммуникации. На уроках литературы диалог служит средством согласованного взаимодействия учителя с учащимися, читателей – с произведением и его автором, другими читателями и литературными критиками. В современном мире диалог приобретает важнейшее социально-культурное значение, способствуя взаимопониманию людей и народов, обеспечивая толерантное и продуктивное приближение к истине. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ДИАЛОГ
греч. dialogos — беседа) — форма устной речи, попеременный обмен репликами двух или нескольких лиц; существует как самостоятельный публицистический и философский жанр, доведенный в античной философии Сократом и его учениками, прежде всего Платоном, до высокой степени совершенства (в «Диалогах Платона» отражается метод обучения его учителя, Сократа). Обычно диалогическая речь не полностью развернута, т. к. многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют проблемы диалога человека с компьютером.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ДИАЛОГ
(от греч. dialogos – беседа). 1. Процесс диалогического общения, который состоит из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами. 2. Разновидность учебных текстов (диалогический текст, текст Д.). То же, что диалогическая речь. Условия протекания Д. определяют ряд его особенностей: краткость высказываний; широкое использование неречевых средств общения (мимики, жестов); варьирование интонации; наличие разнообразных предложений неполного состава; свободное от строгих форм книжной речи синтаксическое оформление высказываний, заранее не подготовленных; преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи и т. д. Высказывание говорящего в Д. называют репликой. Реплика в Д. обращена к собеседнику. Большинство методистов считает, что диалогическая и монологическая речь должны взаимодействовать в учебном процессе с самого начала. При этом приоритет вида речи в процессе обучения зависит от цели обучения.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ДИАЛОГ
(от греч. диа – через, посредством + логос – закон, слово) – способ общения людей, коммуникации: (по другим представлениям – режим коммуникации), выступающий, по меньшей мере в трех аспектах: во-первых, как общение двух и более людей в такой форме, когда голос каждого человека, выражавшего свое представление о культуре, жизни, мире является не заглушенным и насущным для всех; во-вторых, как способ (режим) мышления. Это – диалог с собой, внутренний диалог, диалог философский; в-третьих, как большой диалог образов культуры по «последним вопросам бытия» (Эдип, Гамлет, Дон-Кихот, Иван Карамазов...), воплощенных в великих произведениях прошлого и современности. Это – диалог культур, когда каждая культура принимается как самоценная, не отторгнутая, но живущая в наше время. Диалог – это не спор и не диспут, доминантами которых является стремление к истине. Диалог – это движение в противоположном направлении – от Истины к пониманию и взаимопониманию.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Диалог
гр. – беседа) – вид разговорной речи свободно общающихся людей, когда два или несколько человек воздействуют друг на друга краткими речевыми оборотами – суждениями, комментариями, комплиментами, репликами, вопросами, ответами, подсказками, советами, связанными между собой и с ранее высказываемыми мыслями общим смыслом и содержанием При этом происходит обмен жестами, мимикой, молчанием, паузами, интонациями. Все это делается в конкретной естественной обстановке, отчего диалог делается ситуативным, непроизвольным и концептуальным. Диалог является всеобщим способом мышления, когда даже во внутренней речи, даже при монологе, говорящий мысленно имеет ввиду второго говорящего. Диалоговая природа речи выполняет мировоззренческую функцию. Диалог между учителем и учащимся является основой процессов воспитания и обучения. В них он бывает и принципом, и методом, и приемом деятельности. На основе использования диалоговых конструкций разрабатываются новые образовательные технологии, например, школы диалога культур, школы самоопределения, диалогового обучения, т.е. те, что основаны на идеологии сотворчества, сотрудничества учителя и ученика. Диалоговое построение обучения является более продуктивным, чем традиционное монологическое.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДИАЛОГ
форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями — репликами между двумя (и более) говорящими, противопоставленная монологу.
В Д. ответственность его участников за выполнение коммуникации распределяется равномерно. В качестве структурной единицы принято называть диалогическое единство (Н.Ю. Шведова), состоящее из реплики-стимула инициатора речи и ответной реплики-реакции собеседника. Определяя свойства диалогических единиц, подчёркивают их тематическую и функциональную связанность. Тем самым Д. представляет собой сложную целостную структуру. Стимулирующая реплика начинает общение, открывая тему. Эта реплика может быть сообщением, вопросом, побуждением, выражением оценки, обращением к адресату и т.д. Ответная реплика может быть добавлением, уточнением, согласием, подтверждением, возражением, объяснением. Она может прерывать Д., сигнализируя о непонимании, о невозможности по разным причинам продолжать общение.
По характеру ответности учёные выделяют разные типы Д.: унисон (в котором представленные точки зрения согласуются) и несогласие (спор, ссора, конфликт, провокация). Не случайно А.Н. Баранов и Г.Е. Крейдлин предложили рассматривать в качестве основного сегмента Д. группы речевых актов, связанных жесткими иллокутивными отношениями (таких, как вопрос — ответ, приказ — выражение согласия и т.п.). Однако диалогическая интенция отличается гибкостью и изменчивостью. Говорящий — по собственному усмотрению или под давлением ситуации — может изменить своё речевое намерение в ходе общения, внести в него серьезные коррективы, изменить его вплоть до диаметрально противоположного или же вообще отказаться от своего первоначального замысла. В связи с этим в речевом общении выделяются первичная, и вторичная интенции. Последняя возникает под влиянием ситуации и/или контекста. Так, напр., к изначальному намерению сообщить что-то у говорящего может возникнуть по разным коммуникативным причинам дополнительная цель — уговора, призыва к вниманию, выражения удивления и др. Ср. в первом случае диалог протекает «без помех»: Ты можешь подойти вечером к школе? — Конечно! — Очень хорошо! Как видим, на вопрос-просьбу второй участник отвечает согласием, первый участник выражает удовлетворенность. В другом случае из-за возражения появляется вторичная интенция — уговора, а затем и коррекции побуждения:Ты можешь подойти вечером к школе? — Нет, вечером я занят. — Ну, пожалуйста, это очень важно! — Нет, никак, я запланировал всё заранее. — Ну ладно, тогда в следующий раз...
В синтаксисе реплик наблюдаются самоперебивы, незаконченные фразы, повторы, в т.ч. вариативные, вставки. Эмоциональность подчёркивается восклицаниями. В следующем фрагменте Д. общение начинается стимулирующей — вопросной — репликой: Скажи, а ты видел настоящего Лаокоона в Ватикане? Разговор продолжается ответной репликой-подтверждением (Видел), выраженным лексическим повтором. В последующих ответах этого Д. наблюдаем повторы-подхваты, когда новая реплика опирается на предыдущую: — И что? — Ничего.Ответная реплика, в которой продемонстрировано безразличие собеседника к предмету разговора, послужила поводом для продолжения Д. его инициатором. Его следующая реплика завершает разговор: Как это? Ты что? Разве так можно? Это же Лаоко-он! Троянский конь! (М. Шишкин) В ответной реплике возможно и устранение повтора того, что прозвучало в инициирующей, поэтому в диалогических высказываниях большое число неполных, нечленимых и эллиптических предложений: — Ты куда? — В аптеку.— Надолго? — Нет.Участники Д. стремятся к лаконизму выражения, синтаксис реплик прост. Названные лингвистические приметы диалога обнаруживаются и в литературно обработанной речи.
Большинство языковедов рассматривают Д. как форму речи, присущую гл. обр. устному виду общения и характеризующуюся спонтанностью и непредсказуемостью развёртывания. Однако Д. функционирует и в литературно обработанной — книжной — сфере и используется в художественной (драма, диалоги героев прозаических произведений), публицистической (интервью, опрос, «круглый стол») речи, распространён в деловом общении (допросы, беседы, переговоры, совещания) и научном общении (дискуссия, обсуждение диссертации и т.п.).
Лит.: Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему»-реплики в русском языке // ФН. 1970. № 3; Балаян А.Р. К проблеме функционально-стилистического изучения диалога // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. 1970. № 3; Балаян А.Р. Ещё один монолог о диалоге (и полилоге) // РЯЗР. 1981. № 4; Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // ВЯ. 1997. № 2; Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста. М., 1979; Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогичесой речи. — Волгоград, 2011. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976; Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М., 1973; Шведова Н.Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики-повторы // ВЯ. 1956. № 2; Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // РЯШ. 1939. № 4; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. М., 1986.
Л.Р. Дускаева
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
ДИАЛОГ
от греч. dialogos — беседа, разговор двоих) — разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника). Все особенности Д.— речевой структуры связаны с его спецификой как образования, возникающего в результате перемежающейся, главным образом устной спонтанной речи собеседников, происходящей в определенных условиях. Сама природа Д. предполагает его сложность. Размеры Д. теоретически безграничны, и его нижняя граница может показаться открытой. Однако фактически каждый Д. имеет начало и конец. Единство Д. в его теме, содержании, смысле. Специфика Д. как сложного единства самым тесным образом связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, с движением мысли. Основной единицей Д. является диалогическое единство. Вопрос о границах Д. и его внутренних структурных особенностях связан с различием понятий Д. как целостной структуры и диалогического единства. Реплика как компонент диалогического единства и Д. в целом имеет двуплановый характер, совмещая в себе значение акции и реакции, в результате чего Д. представляет собой сложную цепь взаимосвязанных высказываний. С исследованием Д. как сложного комплекса, в состав которого зачастую входит цепь переплетающихся или параллельных реплик нескольких лиц, связано выделение различных структурных типов Д. (парный Д., параллельный Д., полилог). Исследование Д. невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и предмета высказываний, степени подготовленности говорящих, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному, конкретной обстановки общения. Характер Д. определяется действием всех этих факторов в совокупности, и в результате конкретного проявления каждого из них создается Д. определенной структуры. Ближайшая социальная ситуация и более широкая социальная среда определяют структуру высказывания, отражая характер диалогического поведе-ния.Именно ситуация формирует высказывание в виде просьбы или отстаивания, в стиле витиеватом или простом, уверенно или робко произнесенное. С ситуацией общения, отношением участников Д. к содержанию речи связан характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются различные типы реплик и типы Д., устанавливаются характер реакции, оценки говорящими фактов ситуации и речи, модальная характеристика Д. Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется стимулом, так как побуждает собеседника к ответной реплике или действию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций. Важно изучение особенностей обоих компонентов. Со стороны структурно-композиционной выделяются ответные реплики-подхваты, реплики-повторы и др. При этом внимание обращается на логико-смысловое значение реплики и соответствующее ее отношение к одному, стимулирующему высказыванию. Важным видом Д. в этом плане признается вопросно-ответный комплекс. Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы Д.: Д.-противоре-чие, Д.-синтез (Е.М.Галкина-Федорук), Д.-спор, Д.-объяснение, Д.-ссора, Д.-унисон (А.К.Соловьева), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа (О.И.Шаройко). При этом выясняются структурно-грамматические особенности Д., экстралингвистические моменты, связанные с осуществлением речи, воплощающейся в Д. разных типов. Специфика Д. связана и с таким явлением, как степень подготовленности говорящего к речи. Л.П. Якубинский отмечал быстрый темп произнесения реплик и их смены как одного из свойств Д., в ходе которого подготовка к высказыванию идет одновременно с восприятием чужой речи. Это отражается на структуре диалогических высказываний, являясь одним из факторов формирования его синтаксиса. На структуре Д. сказывается и степень осведомленности собеседников о предмете разговора. Л.П.Якубинский подчеркивал, что понимание чужой речи определяется опытом собеседников, составляющих апперципирующую массу говорящих, что каждое последующее говорение падает на подготовленную почву, указывая на большую роль догадки при тождестве апперципирующих масс собеседников. Общий опыт собеседников, его постоянные и преходящие элементы определяют возможность дешифровки при речевом обмене. Речь всегда нуждается в слушателе. Дополнительным средством передачи информации при непосредственном общении служат мимика, жесты, различные телодвижения, социально обусловленные и соответствующие интеллектуальному и эмоциональному состоянию говорящего. Одной из важных сторон Д. является интонация, с помощью которой передается определенная информация и оформляются диалогические единства в составе сложной структуры. Информативная и связывающая роль интонации в Д. отмечается при анализе диалогических единств с репликами различного типа — повторами, подхватами. Различные функции интонации могут переплетаться, поскольку реплики одновременно представляют собой предложение (или соединение предложений) со своей внутренней интонацией и элемент Д. Действия всех внеречевых факторов в совокупности решающим образом отражаются на структуре Д. и прежде всего на его грамматических особенностях. Выбор определенных конструкций связан со спецификой устной речи и спецификой Д. как речевого взаимодействия. Эллипсис, простота синтаксического построения, употребление предложений различных функциональных типов, модальных слов, повторы, присоединительные конструкции и другие характерные черты обязаны своим происхождением в Д. его специфике как особого речевого построения. Характерный для диалогических предложений порядок слов, своеобразное актуальное членение предложений в Д. связаны также с действием многообразных условий, в которых протекает диалог как воплощение устной перемежающейся речи. Спаянность реплик ведет к постановке вопроса об отношении Д. к понятию сложного синтаксического целого, поскольку Д. как продукт речевого обмена в конечном счете представляет собой звучащий и часто зафиксированный единый текст особого рода, принадлежащий не одному лицу. Строение такого текста, развитие мысли, модальные характеристики высказываний и другие черты такого сложного целого важно сопоставить с характеристиками текстов недиалогического характера. Впервые на Д. как сложное синтаксическое целое было обращено внимание в работах Н.Ю.Шведовой, Г.А.Золотовой. Лит.: Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов (Синтаксис текста). — М., 1979; Винокур Т.Г. Диалогическая речь // ЛЭС. — М, 1990; Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. — М., 1976; Радаев A.M. О некоторых составляющих речевого воздействия диалогических и монологических текстов и остроумных высказываний // Психолингвистические и социолингвистические детерминанты речи. — М., 1978; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. — М., 1986. Л. Е. Тумина
Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник