Диалог культур

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Диалог культур
это признание и развитие культурного плюрализма в обществе, обеспечение равных прав, обязанностей и возможностей для всех граждан, уважение прав человека на свободный выбор своей культурной идентичности.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Диалог культур
живое взаимное общение между собеседниками, группами, обществами, представляющими разные культуры и разные уровни их развития. В педагогике - технология обучения при которой возможно погружение учащихся в различные культурные исторические пласты, формирования способностей к межкультурному общению, диалогу.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность. Многообразие и асимметрия явлений в культуре, различие ценностей и ориентаций выступают условием ее единства, делают ее живой и развивающейся. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность, которые обнаруживаются в зоне коммуникации и соотнесения ценностей, норм, значений и т. д. Из этого диалога рождается единство и синтез культуры человечества. Но для будущего синтеза необходима взаимная терпимость (толерантность) людей и культур, уважение к иным ценностям, их оценка не в понятиях «хуже», «ниже по уровню», а в признании, что они «другие», «иные» (Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1991; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Подольська Є. А., Філіппова О. А. Етнос, релігія, нація: міжкультурні комунікації. – Х.: Золоті сторінки, 2004; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. – Х.: Золоті сторінки, 2002). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Понятие, широко используемое в работах по культурологии и лингвострановедению при анализе особенностей взаимодействия людей – носителей разных языков и культур. Так как языки должны изучаться в неразрывном единстве с историей и культурой народов, то сопоставление языков и культур на занятиях способствует более глубокому проникновению в мир изучаемого языка. Исследованию социокультурной картины мира и языковой картины мира в контексте взаимодействия языка и культуры посвящено большое количество публикаций научного и прикладного характера, в том числе культурологических и лингвострановедческих словарей. В современной лингводидактике Д. к. часто рассматривается как один из методических принципов обучения, согласно которому занятия по языку не ограничиваются сопоставлением фактов и реалий из области культуры родного и изучаемого языка, но предусматривают приобретение учащимися навыков и умений, которые могут стать частью «философии их жизни». В результате такого подхода к Д. к. учащиеся: 1) способны видеть не только различия, но и сходства в разных культурах; 2) воспринимают различия в культурах как норму существования культур в современном мире; 3) формируется активная жизненная позиция учащихся, направленная против культурного неравенства, культурной дискриминации. С ориентацией на названные принципы были созданы программы для углубленного изучения иностранных языков в общеобразовательной школе и пособия по культуроведению для школ и языковых вузов (Тер-Минасова, 2000; Верещагин, Костомаров, 1990; Воробьев, 1997; Прохоров, 1995; Томахин, 2003; Степанов, 1997; Мамонтов, 2000; Сысоев, 2005; Сафонова, Сысоев, 2004, 2005).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF

Школа диалога культур

Ваулина Лидия Николаевна, Штрассер Герт
Читать PDF

Диалог культур состоялся!

Фабричнова Наталья Ивановна
Читать PDF

Диалог пограничных культур

Сокольских Н. Н.
Статья посвящена осмыслению проблемы диалога пограничных культур.
Читать PDF

Диалог культур в образовании

Орлова Г. А., Филатова А. П.
Рассматривается практическое воплощение идеи диалога культур в образовании. Проведен анализ образовательных программ.
Читать PDF

Центр народных культур «Диалог»

М. Ю. Буравцова
Читать PDF

Диалог культур в глобальном мире

Вюст О. Я., Вега E. B.
Рассматривается проблема диалога культур в контексте социокультурного пространства «Запад Восток Россия», роль России в условиях межцивилизационного противостояния и противоборства.
Читать PDF

Роль диалога в развитии культуры

Фетисова Т. А.
Читать PDF

Педагогический диалог и культура

О. В. Бочкарёва
Читать PDF

«Контактные зоны» диалога культур

Джангужин Рустем Наильевич
Статья посвящена так называемым «контактным зонам», то есть пространству, на котором происходит взаимодействие различных цивилизационных потоков.
Читать PDF

Этнопедагогический диалог культур

Цаллагова Зарифа Борисовна
Автор показывает вклад Г.Н. Волкова в этнопедагогику, в диалог культур
Читать PDF

Диалог культур и высшееобразование

Месеняшина Л. А.
В статье представлено краткое описание сущности концепции Школы диалога культур, описываются различия между диалогами разных культурологических типов и обсуждаются возможности применения этой концепции к образовательному процессу
Читать PDF

Диалог как фактор развития культуры

Вознюк Елена Борисовна
Статья посвящена рассмотрению процесса социокультурного развития. В рамках этой темы автора интересуют движущие силы данного процесса, важнейшей из которых является взаимодействие с другими культурами.
Читать PDF

Диалог поколений как диалог культур

Введенская Ольга Вячеславовна
В статье рассматривается диалог поколений в контексте диалога культур. Произведен анализ имеющихся в научной литературе определений понятия «поколение», представлена его авторская трактовка.
Читать PDF

Язык диалога как утверждение культуры

Числова А. С.

Похожие термины:

  • ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР

    образовательная концепция, в рамках которой основным фактором психического развития детей является предметное содержание обучения. Содержание, которое осваивают дети, – это диалог разных челов