Диалектика
Диалектика
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Диалектика
(от греч. – искусство спорить, вести рассуждение) – признанная в современной философии теория развития всего сущего, в том числе и развитии личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Диалектика
отгреч. dialektik? - искусство вести беседу, спор) - философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Диалектика
от гр. dialcktike — искусство вести беседу, спор) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Источник: Исследовательская деятельность
Диалектика
1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; 2) процесс развития чеголибо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.
Источник: Общие основы педагогики
ДИАЛЕКТИКА
греч. dialektike) — 1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; теория и метод познания и преобразования действительности; 2) процесс движения и развития во всей его сложности, многообразии и противоречивости; 3) первоначально — искусство вести спор, искусство аргументации (для Сократа диалектика — искусство вести беседу с целью выяснения понятий).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Диалектика
гр. – веду беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы и общества, теория и метод познания (и исследования) явлений действительности в их становлении, развитии и самодвижении. Диалектика – это и научный способ доказывать истину, спорить, раскрывать противоречия, строить гипотезы. В педагогике это учение нашло самое широкое применение. Поскольку до сих пор отечественная система образования построена на разработанной диалектике педагогического процесса, диалектике развития ребенка и детского коллектива, диалектике процесса формирования знаний и умений и т.д.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДИАЛЕКТИКА
(гр. διαλεκτική (τέχνη) – искусство вести беседу, спор) – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления. Д. есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы Д. составляют существенное содержание мировоззрения. Д. выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы Д., составляющие ее стержень, – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Фундаментальными проблемами Д. природы являются, прежде всего, противоречивость природных процессов как их сущностная характеристика, движущая сила их развертывания, становления и самоорганизации; соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количественными изменениями; иерархия различных уровней организации материи; формы движения и связанная с этим классификация наук о природе; порождение жизни и возникновение мыслящей материи, становление человека, переход от природы к обществу. Кардинальными проблемами социального познания являются: Д. субъективного и объективного в истории, взаимодействие производительных сил и производственных отношений с политической и юридической надстройкой и соответствующими ей формами общественного сознания; диалектические взаимоотношения общества и природы, личности и общества. Овладение диалектическим мышлением означает рассмотре- ние действительности во всей ее многогранности, в постоянном движении, в противоречивости, борьбе нового со старым (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Соч.: В 3-х т. – М., 1970; Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч. – Т. 29; Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
ДИАЛЕКТИКА
(греч - сНа!екНке, буквально — одно сказывать через другое) — искусство спора. В философском смысле — умение находить и преодолевать противоречия в бытии и мышлении. Уже древние мыслители-натурфилософы рассматривали окружающий мир как внутренне противоречивый, находящийся в вечном движении и изменении. Софисты (Протагор и др.), в отличие от натурфилософов, понимавших диалектику как диалектику бытия, трактовали Д. как искусство спора, как способность доказать истинность (или ложность) любого суждения. Сократ рассматривал диалектику как искусство вести диалог, в ходе которого посредством сопоставления различных мнений беседующих постигается истина. Платон в духе Сократа также рассматривал диалектику как способ познания сущего, истинного определения понятия. Наиболее целостную концепцию Д. как универсальной теории бытия и метода мышления создали представители классической немецкой философии. И. Кант рассматривал диалектику как средство раскрытия противоречивости, антиномичности «чистого разума», т е. разума, стремящегося достичь абсолютного знания, овладеть высшими понятиями, такими как бог, мир, пространство, время, душа, свобода. По Гегелю, диалектическая структура присуща всей действительности. Он трактует действительность как саморазвитие абсолютного духа или божественного логоса. Природа и мышление — это ни что иное как отчуждение (и возвращение) этого божественного логоса. Маркс, Энгельс и особенно марксисты интерпретировали Д. как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления, природы и общества. Основные законы, выражающие суть развития мира, следующие: 1. Закон единства и борьбы противоположностей; 2. Закон перехода количественных изменений в качественные; 3. Закон отрицания отрицания. Эти законы, выражающие самые существенные связи, конечно, не могут охватить многие другие связи и отношения объективного мира. Поэтому они дополняются системой категорий диалектики, в которой отражаются другие существенные связи объективной действительности, не охватываемые основными законами. Наиболее важными являются следующие пары диалектических категорий: содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, внутреннее и внешнее, единичное и общее. Для современного российского образования характерно господство формы (методов контроля, тестирования и др.) над содержанием обучения, информации над знанием, обучения над воспитанием. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.