Диалект

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАЛЕКТ
от греч. dialektos — разговор; говор, наречие) — наречие, говор, местная или социальная разновидность общенародного (национального) языка.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДИАЛЕКТ
(греч. dialektos - разговор, говор, наречие) - местное наречие, говор, областной язык, характеризующийся относительно постоянным единством фонетической, грамматической и лексической систем, используемый для общения, входящий в состав более обширного языкового образования.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

ДИАЛЕКТ
(от греч. dialektos – говор, наречие). Разновидность общенародного языка, определяемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональный диалект) общностью. Изучается в рамках стилистики современного литературного языка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Диалект
гр. – наречие) – местный говор, наречие людей, компактно проживающих на одной территории. Диалект имеет свои отличительные особенности по сравнению с общепринятыми нормами литературного языка. Диалектный язык пластичен, содержит в себе музыкальный элемент, выражает национальную специфику и более способен к творческому преобразованию. Диалект историчен, он связан с жизнью рода, близких людей, собственной жизнью с самого раннего детства. На нем печать родительских забот и любви, передаваемые интонациями и ударениями. Диалектная речь, в сравнении с литературным языком более художественна, образна, она ярче и теплее. Литературный же язык рассудочен и условен. Диалект играет огромную роль в воспитании ребенка. Для него он – носитель и выразитель культуры его семьи, его народа. Дети им овладевают через подражание и под влиянием инстинкта, поэтому им присуще внутреннее отношение к нему, ибо каждое слово здесь пронизано чувством, образом и волей личного опыта. Замечено, что у тех, кто говорит на своем диалекте, душевная жизнь богаче и тоньше. Специалисты считают, что человек должен владеть обоими видами речи – диалектной и литературной. Они рекомендуют на уроках чаще обращаться к местному диалекту, делать переводы с диалектного языка на литературный и обратно, показывать рождение грамматики на базе диалекта, раскрывать рождение мысли из языка и возможности обогащения нормативной речи диалектизмами. Диалект – великое достояние национальной культуры, с его помощью вершится дух человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИАЛЕКТ
(от греч. διάλεκτος — ‘наречие’) — разновидность национального языка, служащая средством общения людей, живущих на определённой территории, и изучаемая лингвистической наукой — диалектологией.
Диалектный язык имеет ряд отличий от литературного языка: имеет только устную форму; не кодифицирован, нормы поддерживаются только традицией; характеризуется слабой стилистической дифференциацией — ограничивается, гл. обр., обиходно-бытовым общением, общением в производственной сфере (растениеводство, животноводство, ткачество, рыбалка, охота и пр.). Д. территориально окрашен, т.е. различен на разных территориях, так, напр., жители северных областей России, говорящие на диалекте, произносят \дома\, \вода\ — окают, в то время как в Подмосковье, в южных районах европейской части России, в центральной Сибири те же слова произносят с предударным А —\дама\, \вада\ — акают; на севере говорят [г]олова, [гусь], а на юге —[γ]олова, [γ]усь («г» фрикативный); на севере говорят петух, векша, ухват,на юге, соответственно, — кочет, белка, рогач.
Говор — предельная, далее не делимая единица диалектного языка. Несколько говоров, имеющих значительную общность элементов, составляют группу говоров или Д. Д. с общностью многих черт объединяются в наречия. Наречиями называют два самых больших объединения, противопоставленных друг другу, — севернорусское и южнорусское наречия.
Промежуточные между ними говоры называются среднерусскими говорами, а не среднерусским наречием — по причине разнородности говоров на разных частях этой территории.
Современные Д. — результат многовекового развития. «Границы современных диалектов могут отражать существовавшие в прошлом границы между разными территориальными объединениями: феодальными землями, племенами. Территориальная разобщённость <...> способствовала развитию у этих племён или на этих землях диалектных различий. Особенно активно происходило формирование диалектов в период феодализма» [Лингвистический... 1990: 133].
Русские говоры Сибири — это говоры территорий позднего заселения, являющиеся в большинстве своем вторичными по образованию, т.к. возникли они в результате интеграции различных диалектных систем. «Свою историю они исчисляют разными временными величинами: начало сложения одних относится к ХVI—XVII вв., других — к XVII—XIX вв., третьих — к XX в. Своеобразие условий формирования сибирских говоров (смешанный, разно диалектный состав населения, оторванность от «материнских» говоров, взаимодействие с языками аборигенов края — контакты с финно-угорскими, тюркскими народами, новые географические условия и связанные с ними особенности жизни, быта, экономики и т.д.) не могло не породить своеобразия самих говоров. Разновременность их появления на территории Сибири не могла не повлиять на создание различных по типу говоров» [Русские говоры..., 1984: 15—16].
В первую волну заселения Сибири на новые земли перебирались по водному пути жители преимущественно северных территорий России — Новгородской, Олонецкой, Вологодской, Архангельской, Вятской и Пермской губерний. Вследствие этого главными явлениями — фонетическими, грамматическими и лексическими — сибирские говоры роднятся с севернорусскими. Эти говоры называют старожильческими говорами Сибири.
Севернорусской по происхождению и особенностям языка Сибирь оставалась до середины XVIII в. — до проведения Московского тракта, который вызвал новые потоки переселенцев из центральных губерний России. Выходцы из этих местностей принесли с собой черты среднерусских и южнорусских говоров.
Т.о., на территории Сибири имеются различные диалектные типы, отражающие время переселения на те или иные территории, характер переселения (массовость/единичность, одновременность/разновременность), характер соотношения основ взаимодействующих говоров.
В настоящее время диалектный язык, испытывая мощное влияние литературного языка, находится в состоянии распада.
Лит.: Диалектное членение русского языка. М., 1970; Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. М., 2004; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Пшеничнова Н.Н. Типология русских говоров. М., 1996; Пшеничнова Н.Н. Лингвистическая география (по материалам говоров). М., 2008; Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005; Русские говоры Среднего Приобья. Томск, 1984; Шарифуллин Б.Я. История и этимология русских говоров Сибири. Красноярск, 1990.
Л.А. Киселёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
410.60 кб

Воспитание культуры речи учащихся средней школы в условиях диалекта

Лхасаранова Баирма Бастуевна
Воспитание культуры речи учащихся средней школы в условиях диалекта рассматривается как проблема методики обучения бурятскому языку.
Читать PDF
184.16 кб

Идеографическая картина христианской лексики в диалектах русского языка

Дубровина Светлана Юрьевна
The article contains a thorough analysis of the data obtained in the ethnographic research work carried out by the author.
Читать PDF
1.09 мб

Технологическая карта урока русского языка «Диалектизмы»

Рябинина С.А.
Технологическая карта предоставляет возможность отразить взаимодействие учителя и ученика, осознанно осуществлять формирование результатов обучения с учетом необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностн
Читать PDF
388.33 кб

Диалектика позитивной и негативной свободы в эволюции университетского образования

Крашенинина Анна Олеговна
Свобода на протяжении всей истории университетов является их ценностью, но с изменением функций и форм университетов компоненты свободы также меняются.
Читать PDF
169.90 кб

Диалектика свободы и дисциплины в контексте культурологического подхода

Мануйлова Екатерина Андреевна
Читать PDF
3.20 мб

Формы и принципы интеграции естественно—научных дисциплин на основе модели “экология и диалектика”

Арсентьева Т. Н.
Читать PDF
160.81 кб

Диалектика духовного и телесного в физической культуре

Оленкин Юрий Владимирович, Кузнецов Владимир Юрьевич
Читать PDF
167.35 кб

Диалектика инноваций в системе образования

Марьяненко Виктор Павлович, Юрга Владимир Алексеевич, Чебунин Виктор Петрович
Рассмотрены методологические вопросы исследования феномена «образование» в его «трехмерном» понимании развития общества.
Читать PDF
956.31 кб

Диалектика возможности и действительности в воспитании будущего учителя в педагогическом вузе

Ярмакеев Искандер Энгелевич
Исследуется проблема обоснования воспитательного процесса в современном вузе и средств его организации с методологических позиций диалектики возможного и действительного в формировании личности будущего специалиста во взаимосвязи
Читать PDF
300.35 кб

Диалектика взаимосвязи реформаторских начинаний государства и инновационных процессов в образовании

Грачев Константин Юрьевич
Доказывается, что реформаторские начинания государства и инновационные процессы в образовании образуют пару в диалектическом противоречии, разрешение которого основа развития образовательных систем на современном этапе.
Читать PDF
238.98 кб

О книге «Диалектика российского образования» и ее авторах

Давыдов Ю. С.
Читать PDF
278.78 кб

Качество образования: диалектика позиций и уровней

Грызлов В.
Читать PDF
4.78 мб

Диалектический подход как средство преодоления формализма знаний в учебном процессе

Ищенко Татьяна Николаевна, Зорина Валентина Лазаревна, Нургалеев Владимир Султанович
Читать PDF
4.42 мб

Диалектический подход в реализации принципа обратной связи в образовательном процессе

Ищенко Татьяна Николаевна, Зорина Валентина Лазаревна, Нургалеев Владимир Султанович
Читать PDF
133.26 кб

Диалектика развития системы повышения квалификации преподавателей высшей школы

Шорникова Н. Ю.
Рассматриваются основные этапы развития системы повышения квалификации преподавателей; указаны основные противоречия современного состояния системы ПК.

Похожие термины:

  • ДИАЛЕКТИЗМ

    Фонетическая, грамматическая или лексическая особенность, присущая диалекту, вкрапливаемая в литературный язык.
  • ДИАЛЕКТИЗМЫ

    элементы какого-л. территориального Диалекта (см.), широко используемые за его пределами, в общей речи. Хата — ‘изба’, кочет — ‘петух’, драть зерно — ‘очищать зерно от шелухи ‘и др. Некоторые Д. в
  • Диалектика

    наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
  • Диалектическая форма

    форма мышления, в основе структурирования которой лежит цикл развития, смена механизмов объекта (от менее развитого к более развитому)-от «первого отрицания» ко «второму отрицанию».
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

    наука о мышлении, способном отразить в познании диалектику природы и общества; изучает мышление в его развитии, противоречиях и единстве формы и содержания.
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО

    принцип организации научно-педагогических исследований, отражающий проблемы формирования личности и индивидуальности. Педагогика занимается проблемами общего образования, воспитания общих гр
  • Диалектичность

    характеристика онтологически ориентированного мышления, в которой подчеркивается динамизм онтологического конструирования, движения содержания, определенный «внутренним» механизмом развития
  • ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВАРИ

    словари, посвященные описанию словарного состава (лексических и отчасти фразеологических особенностей) народных говоров — вариантов национального языка, представленных на определённых огранич