ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Девиантное поведение
система поступков или отдельные Поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Девиантное поведение
[см. девиация] – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Девиантное поведение
система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(от лат. deviatio отклонение) поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды девиантного поведения: преступность и уголовно наказуемое аморальное поведение.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Девиантное поведение
(от англ. deviation — отклонение) — социальное поведение, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их, т. е. от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Девиантное поведение
устойчивое поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(Deviant behavior) – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-Р, 2014. – С. 175).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных групп. Данный тип поведения возможно называть антидисциплинарным.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Девиантное поведение
(см. девиация) – система поступков человека, противоречащих общепризнанным моральным, этическим и правовым нормам поведения. Выделяют патологические (связанные с психолого-физиологическими отклонениями) и непатологические (с точки зрения физиологии нормальных детей) формы девиаций.
Проявление девиантного поведения: употребление алкоголя и наркотических средств, суицидное поведение, психосексуальные девиации, бродяжничество, побег из дома, попрошайничество и др.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(лат. deviatio – уклонение) — характеризуется особенностями поведения личности, которые связаны с нарушениями норм и правил поведения, не влекущими за собой юридической и правовой ответственности, но подлежащих моральному осуждению, общественному порицанию.
В основе Д. п. могут быть временные состояния личности, связанные с нежеланием или невозможностью соблюдать данные нормы, и временные состояния психики – реактивные, астенические, сумеречные, психопатоподобные состояния, связанные с соматическими и психическими заболеваниями, психическими травмами, конфликтами, неправильным воспитанием. В основе Д. п. может быть педагогическая запущенность и другие причины.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Девиантное поведение
поведе ние, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официаль ном порядке или сложившимся тра диционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, пьян ства, беспризорности, наркомании, пре ступности несовершеннолетних и т. п. Наиболее часто проявляется у лиц, воспитывавшихся в неблагоприятной социальной обстановке, имеющих родителей-алкоголиков, подвергавшихся насилию в семье, и пр. Девиантное поведение усиливает ся в условиях социальной напряжённо сти в обществе, в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, обра зовательном учреждении, в коллективе сверстников и пр. Проблема девиантного поведения актуальна как для России, так и для зарубежных стран.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних и т. п. Девиантное поведение наиболее часто встречается у лиц, воспитывавшихся в неблагоприятной социальной обстановке, имевших родителей-алкоголиков, подвергавшихся насилию в семье и пр. Девиантное поведение усиливается в условиях социальной напряженности в обществе, в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении, в коллективе сверстников и пр. Проблема девиантного поведения актуальна как для России, так и для зарубежных стран. Некоторые специалисты рассматривают девиантное поведение как следствие негативной оценки поведения индивида со стороны общества, соответственно основной задачей общества считается лечение лиц с девиантным поведением. Ряд исследований в сфере девиантного поведения посвящен вопросам личности девиантов, коррекции их поведения. Девиантное поведение, представляющее общественную опасность, называют делинквентным.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
отклонение от общепринятых норм. В широком смысле оно подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписаным нормам, б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения.
История социологической разработки проблем Д.п. начинается с Э. Дюркгейма. После него исследование Д.п. разворачивалось в рамках трех основных направлений: 1) теоретико-методологическое (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс); 2) междисциплинарное
– соци-ологи и юристы (М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий, а также представители теории конфликта Л. Козер, Р. Дарендорф), психоанализа и социальной этологии; 3) специальная социологическая теория, зародившаяся в недрах структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон). Основной координирующий центр исследований в области Д.п. сегодня это Комитет социологии Д.п. и социального контроля, работающий в рамках Международной социологической ассоциации.
В России с конца 20-х до середины 50-х гг. исследования по Д.п. не проводились. В 60–80-е гг. этими вопросами занимались Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев, А. Габиани, Б.М. Левин, А. Лепс, Э. Раска, Ю. Саар и др. В научный обиход вошли термины «социология Д.п.» и «социология отклоняющегося поведения». Вслед за Р. Мертоном отечественные социологии признают наличие пяти типов поведенческих реакций: 1) подчинение, конформное поведение (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); 3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств); 4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств); 5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). В строгом смысле отклоняющимися от нормы считаются второй, четвертый и пятый типы поведения.
Как известно, социальные нормы бывают двух типов: 1) писаные – формально зафиксированные в Конституции, Уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством; 2) неписаные – неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми конвенциями или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением. Нарушение формальных норм прежде всего подростками и молодежью, называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм – Д.п. (отклоняющимся).
Д.п. часто понимается в широком смысле и включает в себя делинквентное поведение. Поэтому изнасилование и убийство, наркомания и проституция включены в разряд Д.п. Его характерная черта – культурный релятивизм. Девиацию определяют как отклонение от групповых норм, которое влечет за собой осуждение, наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение. Под группой следует понимать общество в целом либо большую социальную группу – политическую партию, правительство, верующих, социальный класс или слой, молодежь, женщин, пенсионеров и национальные меньшинства. Д.п., с точки зрения одной группы может считаться нормальным для другой. Непосещение церковеной службы – девиация с позиций неверующего человека.
Д.п. – всякое поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами. Социальным стандартом является социальная норма, которая говорит людям, как они должны себя вести. Определенная степень неподчинения нормам существует в любой социальной группе. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку. Д.п.,наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию поведения и квалифицируется как преступление.
Д.п. должно рассматриваться лишь с точки зрения степени выполнения и невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. Одобряемое отклонение так или иначе вознаграждается, формы вознаграждения – денежные выплаты, наделение привилегиями, повышение статуса или престижа. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом спокойно, так как считаются случайным событием, которое может случиться со всяким человеком. Границы терпимости общества к отклонениям различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре. Убийство человека в современном обществе расценивается как преступление, а в первобытном обществе оно являлось принесением жертвы богам. Нападение на человека и его убийство в современном обществе – преступление. Но защита от преступника, повлекшая смерть нападавшего, общественным мнением может быть расценена как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в военное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и приносит славу.
Особенно часто Д.п. наблюдается у подростков. Оно встречается здесь чаще, чем в других возрастных группах. Причины – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет ему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества – с другой, служит реальным источником девиации. Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях – опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных для этого местах. Полную картину Д.п. в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.
Лит.: Кравченко А.И. Социология. Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
357.80 кб

Диагностика девиантного поведения

Колосницына М. Ю., Зайцев Г. С., Кадацкая Е. А., Алифанова Л. Г.
В статье излагается разработанная в форме опросника авторская методика, предназначенная для определения разных типов девиаций, с целью прогноза успешности профессиональной деятельности государственных служащих.
Читать PDF
311.20 кб

Детские типологии девиантного поведения

Шепелева Светлана Витальевна
Читать PDF
919.65 кб

Проблемы девиантного поведения на работе

Зарецкая Л.П., Шехтман П.Ю.
В наше время существование на рынке какой-либо организации предполагает непрерывный поиск форм и методов укрепления своего положения. На деятельность организации оказывает влияние множество различных факторов.
Читать PDF
131.67 кб

Девиантное поведение: парадигмы изучения

Усова Лариса Петровна
Представлены виды девиантного (отклоняющегося) поведения.
Читать PDF
188.26 кб

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Демко Тамара Николаевна
В статье изложена проблема проявления в культуре отклоняющегося поведения и эмоциональной реакции на него. Девиации рассматриваются как явление, характеризующееся разными видами и степенями отклонений от существующей нормы.
Читать PDF
213.49 кб

Проблемы девиантного поведения школьников

Рерух Елена Владимировна, Расулова Тамара Джейрулаховна
В статье освещаются вопросы девиантного поведения школьников, как актуальной проблемы современного общества и одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
Читать PDF
816.99 кб

Проблема девиантного поведения подростков

Михайлова Юлия Сергеевна
В данной статье рассмотрены причины девиантного поведения подростков. Автором рассмотрены также последствия необдуманного поведения и меры профилактики девиантного поведения в подростковой среде.
Читать PDF
248.44 кб

Реабилитация детей с девиантным поведением

Хорошилова Лилия Семеновна, Морозова Надежда Ивановна
Девиантное поведение представляет собой не только проблему личности, которая страдает от этого отклонения, но и проблему для общества, с которым эта личность пересекается.
Читать PDF
1,004.51 кб

Теоретические основы девиантного поведения

Спектор Е. Н.
Читать PDF
344.83 кб

Социализация девиантного поведения личности

Михаелян Есав Ервандович
В статье представлено авторское видение того, что социализация как общественный феномен в своем генезисе реализуется как два параллельных симметричных процесса: первый нацелен на формирование у индивида социально значимых качеств,
Читать PDF
773.64 кб

К вопросу о категориях девиантного поведения

Крылова М. А.
Читать PDF
384.98 кб

Проблема систематизации девиантного поведения

Майсак Надежда Васильевна
В статье анализируются существующие типологии девиантного поведения, предпринята попытка его систематизации и классификации, что нашло отражение в разработанной и представленной автором матрице социальных девиаций.
Читать PDF
234.26 кб

Подростковое проявление девиантного поведения

Паткова Анастасия Руслановна
В статье рассматривается приверженность подростков к различным общественным группам, движениям, как проявление девиантного поведения. Рассматривается наличие возможной степени опасности как носителю, так и окружению.
Читать PDF
239.79 кб

Девиантное поведение в ряду социальных проблем

Рахматуллин Эрик Самигуллович
Статья посвящена анализу актуальных социальных проблем российского общества, акцент при рассмотрении сделан на девиантном и деликвентном поведении в системе социальных отношений.
Читать PDF
202.28 кб

Девиантное поведение в современном родительстве

Саенко Л. А., Гукасова Г. С.
Развитие социальной сферы невозможно без изменения законодательной базы, касающейся ответственности матери перед государством, обществом, ребенком.

Найдено книг по теме — 17

Похожие термины:

  • Девиантность поведения

    неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое в детском и юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым, повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил,
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицател
  • ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    (Prophylaxis of a bludent behavior) – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения у людей отклонений в поведении, их активизации и перехода в устойчивые формы, влекущие за собой социально
  • Отклоняющееся, девиантное поведение

    (от лат. deviatio – отклонение) – поведение, отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, асоциальное поведение

    поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорност
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

    общий термин для отдельных поступков или системы поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды девиантного поведения — преступность и уголовно н