Детский приют

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Детский приют
благотворительное учреждение для призрения, воспитания и обучения детей – сирот, покинутых родителями и беспризорных детей в возрасте 3-14 лет. Так назывались в дореволюционное время детские дома. Сегодня так стали называть «детские распределители», куда поступают беспризорные дети для временного проживания до определения их дальнейшей судьбы. Детскими приютами сегодня называют также детские гостиницы, где дети, ушедшие или выгнанные из дома, могут переночевать, поесть, найти совет и помощь, психологическую поддержку.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРИЮТ детский
«в дореволюционной России благотворительное учреждение для призрения сирот, покинутых и беспризорных детей (от 3 до 14 лет)» (ПЭ, 1966–3, 510). «[Детские приюты] возникли в XVIII в. при монастырях. Первый немонастырский [детский приют] был открыт в 1837 году… В 1839 году… было разработано “Положение о детских приютах”… По Положению 1839 г. представлялось право учреждать… попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности… В 1846 году в приютах детских был допущен ночлег, а позже и постоянное проживание детей (“сиротские отделения”). В 1889 году… из 127 приютов только 31 предназначался для приходящих детей, остальные были смешанными – для постоянно живущих и приходящих. Большинство приютов детских входило в Ведомство учреждений императрицы Марии; к началу ХХ в. насчитывалось 148 приютов детских… [Детские приюты], находившиеся в ведении разных благотворительных обществ, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Мин-ва внутренних дел)… как правило, были устроены по типу детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1891 был издан новый устав [детских приютов] Ведомства императрицы Марии, обязательный лишь для приютов этого ведомства и узаконивший призрение сирот. В соответствии с этим уставом была введена элементарная программа обучения, установленная для одноклассных сельских школ. Срок пребывания детей, находящихся на полном содержании, зависел от местных условий. При [детских приютах] могли учреждаться ремесленные классы или училища. Однако фактически большинство детей, выводя из приютов, не кончали курс обучения и не имели никаких ремесленных навыков. В отчёте Петербургского совета детских приютов за 1896 указано, что из 1313 “уволенных” лишь 309 получили свидетельство об окончании курса обучения. Положение 1891 года ввело учреждение приютов для младенцев. С этого времени стали создаваться также и сельские дет. приюты с целью подготовки “хозяйственных крестьян”. Организованные по принципу самоокупаемости и самообеспечения, сельские [детские приюты] находились в ещё худших условиях, чем городские. Существуя преимущественно на благотворительные средства (государственная казна, городские и земские учреждения отпускали незначительное пособие), детские приюты… влачили жалкое существование, эксплуатировали дет. труд… К 1917 году на территории в границах нынешней РСФСР было 583 детских приюта с 29 650 детьми. [После революции 1917 г. детские приюты] были закрыты, а содержавшиеся в них дети размещены в детских домах и других воспитательных учреждениях» (ПЭ, 1966–3, 510–511).
О начале ХХ века: «До революции здесь был приют. В хмуром здании с грязными окнами жили сироты. То ли из-за одинаковой одежды, то ли из-за полумрака в комнатах они казались удивительно похожими. Уныло протекали сиротские дни. Девочки с утра до вечера вышивали подушки для начальницы и опекунши, мальчики выполняли на кухне всякую черную работу. Впрочем, изредка бывали и праздники. На рождество и пасху сироты получали на третье блюдо по кусочку сладкого пудинга» (Шкаровская, 1963, 76).
О начале ХХ века: «…Андрей… говорит совсем о другом: “Слушай внимательно. Я завтра же вышлю тебе письмо за подписью военного комиссара. Ты с этим письмом пойдешь... Я укажу, куда надо идти, кажется, в Комиссариат призрения. Может, и не сразу устроишь ее, но устроишь. Говорят, в детские дома очереди. Много сирот”. “В приют хлопотать? В сиротский?!” “Приют – прежнее слово. Асю им не пугай. Помни: детский дом”. “Все одно приют!” Варьку с малолетства страшило это слово. Она едва избежала участи попасть в одно из прославленных учреждений ведомства императрицы Марии, в эти казармы для детей низших сословий. Варя шепчет: “Аська – приютская!”» (Лойко, 1964, 49). Понятие «приют», «приютские [дети]» существовало и после 1917 года.
О нач. 1920-х гг.: «Когда мы вернулись домой, Андрюшка всё ещё спал. Пришлось мне будить его. Одеваясь, он громко сопел со сна, потом спокойно сказал: “Сейчас меня вздуют”. “Кто?” “Сельские ребятишки. Они не любят нас. Как увидят, кричат: “Бей приютских!” – и давай бока мять. Сюда шёл – на меня попёнок со своей оравой набросились. Ладно, дяденька один заступился. Тогда они вдогонку мне начали горланить: “Эй, приютник гололобый, не ходи нашей дорогой! Ходи барской да татарской!” Хоть мы теперь и не живем в барской усадьбе, и бритые головы у нас давно уж обросли, а они все одно: “гололобый”, “барской”... Ежели никто не заступится, то теперь они меня, как пить дать, отбуздыкают”. Отец пошел провожать его. Больше Андрюшка к нам не приходил… …Когда шёл через чьё-то гумно, на меня из риги налетел пухлощекий попёнок с двумя дружками. “Бей приютских!” – истошно завопил он» (Шилов, 1971; 39– 41, 43).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ
благотворительные учреждения для призрения и воспитания сирот, покинутых и беспризорных детей (обычно от 3 до 14 лет).
Организац.-пед. основы Д. п. были разработаны в 17 в. А. Г. Франке. С нач. 19 в. Д. п. получили распространение в Германии, затем в Великобритании и Нидерландах, позже во Франции. Сложилось неск. типов Д. п. В одних дети живут в больших помещениях, имеют общие спальни, столовые, комнаты для занятий и отдыха (казарменный тип), в других дети разделяются на небольшие группы и живут вместе с воспитателем (семейный тип). Система коттеджей (мет-райская система) предполагает расселение детей в небольших домах в деревнях. Надзор за детьми осуществляет семья, живущая в том же доме; девочки занимаются х-воми, мальчики — ремеслом. В нек-рых случаях дети размещаются в арендованных домах вместе с воспитателем (не более 16 чел.), но занимаются в школе и проводят время вне занятий с местными детьми. В 1949 в Австрии (близ Инсбрука) появилась первая «детская деревня» («SOS — Kinderdorf»), созданная Г. Гмайнером для детей, потерявших родителей во время войны. В кон. 80-х гг. такие деревни распространились в 90 странах (см. также Детские дома).
В России Д. п. возникли в 18 в. при монастырях. Первый немонастырский Д. п. был открыт в Петербурге в 1837 при Демидовском доме «призрения трудящихся» (наз. «детскими комнатами»). В 1838 был создан к-т главного попечительства Д. п.; члены к-та В. Ф. Одоевский и Д. Н. Блудов выработали положение о Д. п. (1839). По положению учреждались губернские, уездные и сел. попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Надзор за Д. п. в Москве и Петербурге возлагался на особые советы (в каждом из этих городов), в губерниях и уездах — на губернские и уездные попечительства. Управление Д. п. осуществляли попечитель (попечительница), директор, почетный старшина (в функции к-рого входила забота о материальном обеспечении приюта), смотрительница и ее помощница (как правило, она же и педагог-воспитатель). Цель Д. п. — предоставить детям временное убежище и элементарное образование. В 1846 в Д. п. был разрешен ночлег, а в 1847 и постоянное проживание детей («сиротские отделения»). В 1889 из 127 приютов только 31 предназначался для приходящих детей, остальные были смешанными — для постоянно живущих и приходящих. Большинство Д. п. подчинялось Ведомству учреждений императрицы Марии. Существовали Д. п., находившиеся в ведении разных благотворит. об-в, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Мин-ва внутр. дел).
В 1891 было издано новое положение для Д. п. Ведомства учреждений имп. Марии. По положению, в Д. п. (кроме специально предназначенных для грудных детей) принимались дети не моложе 3 лет и оставались там до 12 лет. Была введена программа обучения, принятая для одноклассных сел. школ. Срок пребывания детей, находившихся на полном содержании, зависел от местных условий. При Д. п. могли учреждаться ремесл. классы или уч-ща. Однако большинство детей, выходя из приютов, не завершали курса обучения и не получали ремесл. навыков. В отчете Петерб. совета Д. п. (1896) указано, что из 1313 детей лишь 309 получили свидетельство об окончании курса обучения. Было устроено ок. 80 сел. приютов, где дети обучались садоводству, огородничеству и др. с.-х. работам. Организованные по принципу самоокупаемости и самообеспечения, сел. Д. п. находились в бедственном положении. С 1897 создавались приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16- 17 лет, где дети получали нач. образование, их обучали ремеслам или с.-х. работам, т.е. готовили к самостоят. жизни. К 1917 на терр. России (в границах РСФСР) было 583 Д. п. (ок. 30 тыс. детей). После Окт. революции Д. п. были закрыты, а дети размещены в дет. домах и др. воспитат. учреждениях.
Лит.: Ведомство дет. приютов и его задачи. Краткий очерк, составленный по случаю открытия деятельности высочайше утвержденного к-та гл. попечительства дет. приютов, СПБ. 1897; Дет. приюты Ведомства учреждений имп. Марии (1839 — 1889). К 50-летию со времени издания положения о дет. приютах 27 дек. 1839 г. СПБ. 1889; Ж с д с и о в Н., Дет. сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи, СПБ. 1896; Ильинский В л. Благотворительность в России. (История и настоящее положение), СПБ, 1908.
«ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ», в России общество по внешкольной культурно-воспитат. работе с детьми и подростками Москвы. Организовано в 1909 С. Т. Шацким и группой педагогов вместо закрытого царским пр-вом об-ва «Сетлемент». Об-во продолжило и углубило работу дет сада, клуба и эксперим. нач. школы, осн. «Сетлементом». Деятельность об-ва основывалась на принципах организации дет труда общеобразоват. характера, создания дет. коллектива, развития творческих способностей и укрепления здоровья детей. Из за отсутствия средств об-во не могло охватить большое число детей. В 1911 об-во открыло дет. летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнью (под Калугой)
Активное участие в деятельности «Д. т. и о. » принимали педагоги А У Зеленко, H О Массалитинова, А А Фортунатов, В H Шацкая, Л К Шлегер. Они разрабатывали вопросы организации жизни детей с учетом их возрастных особенностей, природных способностей и интересов исследовали закономерности пед. процесса. Сотрудники об-ва впервые в России организовали игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей. Ставилась проблема создания теории игры в рамках концепции воспитания Шацкого. В системе об-ва использовалась сложная комплексная структура напр. в Калужской губ работали дет. учреждения, трудовая колония и клубы для взрослых, позволяющие вести культурно образоват. работу со всем населением. С 1914—15 члены об-ва участвовали в подготовке работников по дошк. и внешк. воспитанию детей в пост. комиссиях при Союзе обществ.попечения об учащихся детях Москвы и на пед. курсах при Нар. ун-те Шанявского. Они преддожили оригинальную методику подготовки педагогов, осн. на глубоком понимании мотивов поведения воспитанников. В 1919 учреждения «Д. т. и о. » вошли в состав 1 и опытной станции по нар. образованию при Наркомпросе РСФСР, организованной по инициативе Шацкого.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
377.76 кб

Детские сады и ясли в русской пореформенной деревне (сельские приюты и ясли Петербургского воспитате

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
360.89 кб

Организация трудового воспитания и профессиональной подготовки в детских приютах Уфимской губернии к

Сиренко Юлия Валериевна
В статье рассматривается проблема профессионально-трудового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основополагающая адекватной социализации воспитанников детских приютов Ведомства учреждений импера