ДЕТСКИЕ ЯСЛИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯСЛИ ДЕТСКИЕ
учреждение, предназначенное для общественного воспитания детей с 2—3-месячного возраста до 3 лет, в котором созданы необходимые условия д ля нормального развития и воспитания детей, для укрепления и охраны их здоровья.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ
дошкольные учреждения для воспитания детей от 2 мес до 3 лет. Воспитание детей раннего возраста в общественных учреждениях является вынужденной мерой, поскольку для развития ребенка в раннем возрасте предпочтительнее забота родителей, прежде всего матери. Наиболее популярны Д.я. были до 1980-х гг. После введения закона, согласно которому за матерью, имеющей ребенка до 3 лет, сохранялось место на работе, а также учреждения пособия по уходу за ребенком и пособия ежемесячного мн. матери стали дольше воспитывать ребенка дома, число самостоятельных Д.я. сократилось. Наиболее распространены современные комплексные дошкольные учреждения - ясли-детский сад и другие формы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЯСЛИ (детские)
«Учреждение, где воспитывают детей до трёхлетнего возраста» (Словарь, 1965–17, 2105); дошкольное воспитательное учреждение для маленьких детей (в возрасте от двух месяцев до трёх лет). «Ясли стали открываться в странах Европы и в России в середине XIX века. Однако педагогическая энциклопедия 1968 года сообщает, что первые российские ясли появились намного раньше – в 1716 году, то есть за сто лет до открытия детского сада в Петербурге. Но опыт этот, судя по всему, не привился и не был замечен общественностью. Другие источники называют дату 1880 г. – открытие первых яслей при Раменской текстильной фабрике (городские ясли) и 1896 год – открытие первых деревенских яслей в пермском губернском земстве. Изначально ясли в некотором роде противостояли детским садам. Детские сады были, по преимуществу, заведениями для состоятельного класса, призванными осуществлять помощь семейному воспитанию. Они были платными и не поражали количеством. Но бесплатных детских садов, открывавшихся специально для бедных слоев населения, вообще были единицы. Существовали они исключительно на пожертвования частных лиц, а потому – скудно и трудно, и закрывались ещё быстрее, чем частные и платные. Ясли были заведением, созданным для детей работающих женщин – фабричных работниц и крестьянок, чтобы они могли работать, даже имея на руках грудных детей. Однако опыт этот был весьма сомнительным. “Ясли при Раменской текстильной фабрике содержались на средства фабриканта, – пишет И.В. Чувашев в “Очерках по истории дошкольного воспитания в России”. – Многие матери не хотели приносить детей в эти ясли ввиду того, что в них не было должного ухода за детьми. Дети в яслях главным образом спали (некоторые няни для большего собственного спокойствия давали детям снотворные средства), а дома вечером и ночью бодрствовали и беспокоили мать. В ясли несли своих детей только те женщины, у которых была “нужда безысходная”, а остальные предпочитали оставлять детей на попечение домашних нянь – сестренок, бабушек и других членов семьи”. Гораздо большее распространение получили так наз. “сезонные ясли” в деревнях. Собственно, деревня не знала детского сада ни в каком виде. А ясли открывались “ввиду очевидной пользы, приносимой ими, во-первых, в деле борьбы с пожарами, возникающими от неосторожного обращения с огнем детей; во-вторых, в деле борьбы с высокой дет. смертностью; в-третьих, в поднятии продуктивности труда взрослых членов семьи при освобождении их от забот по призору за детьми, и, вчетвертых, в целях культивирования населения” (Иорданская Е.И. Народные детские сады. – М.: Общественная польза, 1918–1919). Деревенские ясли открывались, как правило, в период летней страды и давали приют не только младенцам, но и детишкам дошк. возраста, которых ещё рано было брать с собой в поле, но на попечении которых уже оставляли младших. “Няньки” приносили малышей в ясли и сами при них оставались. Ясли обычно устраивали в здании школы, которое летом пустовало. Здесь на полу клали чистую солому и на неё – младенцев. Такие заведения не всегда оставляли положительные впечатления у случайных образованных посетителей: “…В соломе копошится детвора. Плач, неприятный запах, окна не открыты, жара и духота страшные. В углах, на скамьях, малолетние няни что есть силы, трясли младенцев, которые заливались пронзительным криком. На дворе кучи ребят играют в камешки. Одна нянька бросила своего ребенка на крыльцо, соблазненная игрой в камешки”. Но были ясли, учрежденные не только с “утилитарной целью” – для удобства взрослых, но и преследующие цели педагогические. В этих яслях работали, как правило, образованные женщины, имеющие представление о воспитательной системе детских садов и активно включавшие малолетних нянек в обучение и организованный труд: “…старшие дети помогали в уходе за маленькими и в играх, без всякого труда и принуждения, научились промывать и бинтовать ранки, делать компрессы; научились тушить пожары и т.д. В играх же дети драматизировали рассказы о хороших людях, например, играли “в доктора Газа”, “в Ломоносова”. Всю дневную работу дети выполняли сами, как если бы это была одна большая семья” (по статье Е.И. Иорданской). Такой подход, заключает автор статьи, обеспечивает преемственность яслей и детского сада и готовит детей к жизни и к школе» (Из истории яслей // Дошкольное образование. 2008, № 1. – С. 19). В 1913 году в России насчитывалось 19 детских яслей (550 детей), в 1940 году имелось около 781 тыс. ясельных мест, к 1977 году – свыше 3 миллионов.
О 1940-х гг.: «В колхозе ясли. В яслях ребята. Няня кормит их. Дети едят, а потом спят. После сна – игра и прогулка. Хорошо детям в яслях!» (Воскресенская, 1949, 64).
О 1948 г.: «Мама… принесла из яслей Лёню, завёрнутого в красное одеяльце...» (Панова, [1955] 1956, 483).
О вт. пол. 1950-х: «Привела мама Людочку в ясли, и не к малышам, а в старшую группу. “Ты теперь уже большая”, – сказала мама. А Людочка и расплакалась. Не хочет отпускать маму на работу» (Буцень, [1959–1966] 1977, 19).
О конце 1950-х гг.: «Помню себя с раннего детства. Закрываю глаза и представляю зимний холодный деревянный коридор яслей с высокой (тогда мне так казалось) лестницей; санки, стоящие в ряд и ждущие своих седоков. За мной приходят родители, заматывают меня в большую шаль, сажают в санки, и мы едем домой» (Ершова, 2007, 6).
О конце 1950-х гг.: «“Мам, – сказала Лиза, – а почему это мы Никольку в ясли не отдадим? Отдали бы в ясли, да и всё!” “А что, у нас дома с Николькой посидеть некому, что ли? Пускай в ясли несут, кому ребёнка оставить не с кем. А у нас своих нянек хватает. Нечего в яслях место зря занимать!”» (Воронкова, 1966, 459). С 1960 года в СССР создаются единые дошкольные учреждения – ясли-сады.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
4.14 мб

Некоторые вопросы медико-социальной помощи престарелым в Дании,или детские ясли для пожилых

Комаров Ю.М.
Читать PDF
377.76 кб

Детские сады и ясли в русской пореформенной деревне (сельские приюты и ясли Петербургского воспитате

Фруменкова Татьяна Георгиевна

Похожие термины:

  • ЯСЛИ-САДЫ ДЕТСКИЕ

    объединенные дошкольные учреждения для воспитания детей от 2—3-месячного возраста до 6 лет, закладывающие основы всестороннего развития детей дошкольного возраста, обеспечивающие их физическое,