Дескулизация

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дескулизация
(англ. deschooling – обесшколивание) – концепция, выдвинутая в 60-70-х гг. ХХ в. леворадикальными американскими теоретиками И. Илличем, П. Гудменом об упразднении школы как социального института и осуществления социализации с помощью неформальных практических образовательных ресурсов.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Дескулизация
англ. – обесшколивание) – концепция упразднения школы как социального института и замены классно-урочной системы практикой учащихся в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Сторонники дескулизации образования считают, что школа с ее программами, уроками, отметками способствует, штампуя умы, социальной иерархии общества, что поддерживает и размножает общественную несправедливость. Наблюдение, обобщение, беседы, общение, живые вопросы, личный опыт работы – вот методы, обеспечивающие полноценную социализацию детей и молодежи, мотивацию их познавательной деятельности и быстрое усвоение ими полезного опыта жизнедеятельности, нужного каждому конкретно человеку. Концепция дескулизации развивалась в России как теория отмирания школы (20-е годы ХХ столетия).

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ
от англ. deschooling, буквально - "обесшколивание"). концепция упразднения школы как социального института и замены ее нетрадиционными формами социализации молодежи. Выдвинута в 60-70-х гг. 20 в. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике - И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством "штамповки умов" в духе идеологии конформизма. Представители Д. призывают к отмене обязательного обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Гл. мотивом познавательной деятельности считают естественную склонность индивида к усвоению полезного опыта. Сторонники Д. предлагают осуществлять социализацию молодежи с помощью неформальных "образовательных ресурсов", непосредственно в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. на основе ученичества, практического освоения моделей профессиональной деятельности, неформального общения с инструкторами. Отказ от традиционной системы образования, по их мнению, приведет к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан. Идеи Д. наносят ущерб школьным системам в развивающихся странах, привлекая экономией на содержании системы неформального образования. См. также Антипедагогика, Социально-критическая педагогика

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ
от англ. deschooling, букв. — «обесшколивание»), концепция упразднения школы как социального института и замены ее нетрадиц. формами социализации молодежи. Выдвинута в 60—70-х гг. 20 в. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике — И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Рай-мером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством «штамповки умов» в духе идеологии конформизма. Представители Д. призывают к отмене обязат. обучения и отвергают любые попытки шк. реформ. Гл. мотивом познават. деятельности считают естеств. склонность индивида к усвоению полезного опыта. Противопоставляя формальное образование и полезный жизненный опыт, сторонники Д. предлагают осуществлять социализацию молодежи с помощью неформальных «образоват. ресурсов», непосредственно в пром-сти, с. х-ве, сфере обслуживания на основе ученичества, практич. освоения разл. моделей проф. деятельности, неформального общения с инструкторами. Отказ от традиц. системы образования, по их мнению, приведет к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внеш. принуждения граждан. Для работ сторонников Д. характерна критика модели авторитарной школы с анархоиндивидуалистич. позиций.
Лит.: Тангян С. А., Образование и обществ. прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Goodman Р., Compulsory mis-education and the community of scholars, N. Y., 1964; Illich I., Deschooling society, N. Y. — [a. o.], 1972; After deschooling, what? N. Y., 1973; Reimer E., School is dead, Garden City (№. Y.), 1972.
В. Я. Пилиповский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия