ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович (1877-1953)
филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вел научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922-25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему языкознанию. Обосновал место литературного образования в средней школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека ("К вопросу о преподавании русского языка и литературы в средней школе", 1911); опираясь на традиции Ф.И. Буслаева и В.Я. Стоюнина, расширил приемы интерпретации текста ("Основы методики преподавания русского языка и литературы в трудовой школе", 1917). Создал учебники: "Маленькая грамматика для начальных и приготовительных классов" (1918; 5 изд., 1924) и "Учебник русской грамматики" (1918; 6 изд., 1924).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович
3(15). 12.1877, с. Преслав. ныне Запорожской обл., — 26.2.1953, Ленинград], филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист.-филол. ин-т в Нежине (1900). Преподавал рус. яз. и лит-ру в гимназиях Батуми (1900—04) и Тбилиси (1904—07). Одновременно руководил Об-вом нар. ун-тов Тбилиси, где по инициативе Д. было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 вел науч.-пед. работу в высш. школе и науч. учреждениях Ленинграда и Москвы: Ленингр. ун-те (ректор в 1922—25), МГУ (1941—49), Ин-те славяноведения АН СССР и др. Труды по вопросам слав. истории и филологии и по общему языкознанию. Гос. пр. СССР (1948).
Обобщением собств. опыта стала работа Д. «К вопросу о преподавании рус. яз. и лит-ры в ср. школе» (1911), где обосновывалось место лит. образования в ср. школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека. Словесность, по мысли Д., развивая живое, образное мышление ребенка, формируя его творческую активность и самодеятельность, определяет нравств. рост личности. Раскрытие воспитат. возможностей гуманитарных дисциплин связывалось им с освобождением шк. практики от формализма и логич. схематизма. Целью обновленного курса лит-ры становилось развитие образного мышления учащихся, формирование творч. активности и самодеятельности через создание у воспитанников навыков науч. понимания и толкования явлений худож. творчества. Анализ целостного произв. включал 3 последоват. этапа: самостоят. чтение учеников, повторное совместное с учителем чтение, сопровождавшееся комментарием и стилистич. разбором, а также рассмотрение формально-содержат. своеобразия памятника в ходе классной беседы. В старших классах преимуществ, внимание уделялось самостоят. работе с текстом, письменным творческим сочинениям. Только на данной ступени предполагалось введение обзорного курса истории рус. лит-ры 19 в. Параллельно намечался концентрич. путь обучения грамматике рус. яз., отд. разделы к-рой преподавались в тесной связи с анализируемым лит. материалом.
В пособии «Основы методики преподавания рус. яз. и лит-ры в трудовой школе» (1917), опираясь на традиции Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина и др., Д. расширил используемые приемы интерпретации текста и как внутренне закономерные структуры психол., эстетич. и нравств. аспектов содержания, и как ист. явления (знакомство с биографией писателя, ист.-лит. ситуацией и 1. п.). Соответственно изменялся ист. курс лит-ры, включавший теперь изучение смены направлений в лит. процессе, их идейно-худож. различия. Уровень шк. преподавания рус. яз., по убеждению Д., должен соответствовать совр. науч. представлениям о языке. Обучение необходимо сосредоточить на осознанном наблюдении, анализе языковых фактов (индуктивный метод), многообразия разговорной речи. Уроки рус. яз. должны раскрыть «широкую картину жизни слова», помочь детям овладеть словом «как органом мысли». Выработанный науч. подход к обучению родному языку отразился в созданных Д. учебниках: «Маленькая грамматика для нач. и приготовит, классов» (1918), «Учебник рус. грамматики» (1918). Дальнейшая науч.-метод. деятельность Д. концентрировалась вокруг проблем строительства высш. школы и реформы университетского образования.
Соч.: Элементарный курс рус. грамматики для самообразования, СПБ, 1914; К вопросу об университетской реформе, «Науч. работник», 1925, кн. 1; Борьба за высш. школу, «Последние новости», 1923, № 2.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия