Демократизация образования

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Демократизация образования
расширение прав и свобод образовательных учреждений, привлечение родителей и общественности к управлению образованием.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
один из принципов государственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественногосударственной системе, а также демократизацию самой жизни школы.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
внедрение демократических начал, реорганизация системы образования на демократических основах, подразумевающая: взаимосвязь прав и обязанностей учащихся; соблюдение общественных требований к уровню реализации интересов и потребностей личности; реализацию принципов сотрудничества в образовании.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Демократизация образования
предоставление общеобразовательным учреждениям, педагогам, учащимся достаточных свобод для успешного осуществления педагогического процесса. Д. о. предполагает наличие развитого самоуправления учащихся и педагогов, достаточное материально-техническое, экономическое и правовое обеспечение деятельности, помощь и контроль со стороны государства и общественности, развитие инициативы творческого потенциала, форм самоорганизации деятельности. Проблема заключается в поиске разумных способов сочетания управления и самоуправления деятельностью общеобразовательных учреждений.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Демократизация образования
обеспечение равных возможностей в получении образования для всех людей на основе его непрерывности, вариативности, свободы выбора содержания, способов и форм; соблюдение демократических прав и свобод учащихся и учителей, их социальная защита и поддержка; демократическое устройство жизнедеятельности образовательных учреждений, повышение роли органов внутришкольного самоуправления, создание условий для проявления творческих инициатив субъектов образования, поддержка инновационной образовательной деятельности; развитие общественно-государственных структур и форм управления образованием, его регионализация и муниципализация.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
предоставление образовательным учреждениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых свобод для успешного осуществления педагогического процесса. Демократизация образования предполагает достаточное материально-техническое и экономическое обеспечение педагогического процесса, повышающее его мобильность и творческий потенциал; помощь и контроль со стороны общественности и родителей; достаточно высокую правовую обеспеченность; защиту прав педагогов и учащихся; высокое информационное обеспечение; развитое самоуправление учащихся и педагогов, их самоорганизацию и самообразование; гуманный и правовой стиль отношений педагогов и учащихся.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Демократизация образования
один из основных принципов государственной политики в области образования, включающий переход к общественно-государственной системе управления, в которой личность, общество и государство являются полноценными партнерами; самостоятельность образовательных организаций в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, методов работы, в том числе их юридической, финансовой и экономической самостоятельности; право педагогов на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным образовательным программам, и участие в управлении образовательной организацией.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни. Это ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений; самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, в том числе их юридическая, финансовая и экономическая самостоятельность; право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся и т.д., на участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и учителя, преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства. Основаниями выделения соответствующих принципов являются личность и взаимодействующие с ней три основные элемента системы образования:
- образовательные программы;
- образовательные организации (учреждения), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
- органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления. Перечисленным четырем субъектам/объектам соответствуют четыре принципа демократизации образования [39]:
1. Принцип равных возможностей – обеспечение доступности образования для всех категорий детей, молодежи и взрослого населения. Под доступностью образования понимается возможность гражданина получить желательное для него качественное образование, причем доступность подразумевает и равенство образовательных возможностей. Доступность образования характеризует возможности поступления в соответствующие учебные заведения и успешного завершения обучения. Виды доступности: экономическая (финансовая) доступность; транспортная (географическая) доступность; содержательная доступность; социальная и информационная доступность.
2. Принцип многообразия образовательных программ: построение иерархии диверсифицированных (по уровням и масштабу – федеральные, региональные и т. д.) образовательных программ ( диверсификация – расширение многообразия). Рациональная пропорция федеральных, региональных, муниципальных и др. компонентов в образовательных стандартах; переход от конкуренции образовательных учреждений к конкуренции образовательных программ: образовательные стандарты должны допускать вариативность образовательных программ. Индивидуализация образовательных программ, акцент на самостоятельную работу обучающихся.
3. Принцип многообразия образовательных систем: обеспечение многообразия типов и многоукладности образовательных учреждений. Обеспечение их самостоятельности, равноправия, автономности. Разграничение полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов в финансировании и обеспечении реализации образовательных программ; развитие образовательных комплексов и территориальных образовательных округов. Введение национально-региональных компонентов содержания образования. Расширение культуро-образующих функций образовательных учреждений в своих регионах. Вхождение образовательных учреждений в региональное и муниципальное образовательное пространство. Разработка и реализация долгосрочных региональных, муниципальных программ развития образования. Принцип общественно-государственного управления образованием – расширение участия личности, общества и производства в управлении системами образования и оценке его качества: привлечение потребителей образовательных услуг, в первую очередь – обучающихся и абитуриентов, к формированию образовательных стандартов, организации образовательных программ, к оценке качества образования. Создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного образования. Усиление лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам образования. Установление паритета и равноправия образовательных учреждений различных форм собственности. Привлечение общественных организаций, профессиональных ассоциаций к формированию образовательных стандартов, организации образовательных программ, к оценке качества образования. Формирование национальной квалификационной структуры. Создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ. Обеспечение всех форм открытости образовательных учреждений и органов управления образованием. Развитие открытых связей с отечественными и зарубежными партнерами. Развитие рыночных отношений в системе образования (развитие рынка образовательных услуг). Развитие демократических механизмов финансирования образования. Обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Внедрение механизмов подушевого финансирования, механизмов распределения образовательных ресурсов, в т.ч. финансовых, на конкурсной основе. Введение демократических механизмов руководства. Литература: [39, 43].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
384.70 кб

Задачи демократизации управления образованием

Крылова Ната Борисовна
Обоснована необходимость развития самоуправления и самоорганизации школы для противодействия бюрократизации. Дана характеристика условий демократизации управления школой.
Читать PDF
436.52 кб

О содержании понятия «Демократизация образования»

Калачев Антон Витальевич
Предпринимается попытка восстановить традиционное для русской культуры понимание термина «демократизация образования».
Читать PDF
240.60 кб

Пути демократизации образования в Германии и Швеции

Галковски Анджей
В начале текста приводятся основные дефиниции, касающиеся обсуждаемых вопросов. В этой части работы находим определения, относящиеся как к демократизации, так и к политике обучения.
Читать PDF
128.80 кб

Демократизация образования США второй половины XIX начала XX в

Жуланов Александр Владимирович
Рассматривается проблематика реализации демократических принципов в системе образования США второй половины XIX начала XX в.
Читать PDF
220.78 кб

Управление чешским образованием в условиях демократизации обшества

Долгая О. И.
В статье рассматриваются изменения в системе управления образованием в Чешской Республике, произошедшие в результате глубоких реформ в области образования в конце ХХ начале ХХ I вв.
Читать PDF
223.79 кб

Сто лет демократизации российского инженерного образования: истоки и итоги

Лукьяненко Михаил Васильевич, Полежаев Олег Анатольевич, Чурляева Наталья Петровна
Кратко рассматриваются 4 этапа развития отечественного инженерного образования: царский (до 1917 г.); большевистский (1917 – примерно 1940-е гг.); послевоенный советский (примерно 1950-е гг. – 1991 г.
Читать PDF
3.23 мб

Особенности процесса демократизации образования в России в первой половине xix в

Калачев Антон Витальевич
Читать PDF
65.71 кб

Ученические библиотеки как фактор демократизациии образования в Российской империи

Калачев Антон Витальевич
Читать PDF
265.40 кб

Демократизация педагогического образования в Сирии (середина XX – начало XXI веков)

Просюкова К. О.
Статья рассматривает цели демократических преобразований в Сирийской Арабской Республике, направленные на создание такой организации учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работ
Читать PDF
117.25 кб

Создание единого образовательного пространства как элемент демократизации образования

Каниметов Жангороз Каниметович
Читать PDF
212.74 кб

Юридическое образование в высших учебных заведениях Украины: идеи гуманизации и демократизации

Е.В. Фатхутдинова
В статье рассматриваются идеи гуманизации и демократизации юридического образования в высших учебных заведениях Украины.
Читать PDF
297.18 кб

Юридическое образование в высших учебных заведениях Украины: идеи гуманизации и демократизации

Е. В. Фатхутдинова
В статье рассматриваются идеи гуманизации и демократизации юридического образования в высших учебных заведениях Украины.

Похожие термины:

  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    одно из ведущих направлений развития профессионального образования, пронизывающее все его стороны; взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государст