Демократия
Демократия
принцип организации коллект. деят-ти, при котором обеспе-чивается активное, равноправное участие в ней всех членов кол-ва.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Демократия
в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие, плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Демократия основана на принципах разделения властей, существовании институтов гражданского общества, правового государства. В современном обществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм [24, с. 363].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
ДЕМОКРАТИЯ
(гр. demokratia от demos – народ, kratos – власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами). Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Демократия
гр. – власть народа) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на формировании власти, выработке и принятии властных решений путем организации народного волеизъявления, на признании народа в качестве источника и средства власти. Демократизация предоставляет всем гражданам государства равные права, устанавливает верховенство законов и соблюдение прав и свобод граждан. В демократическом государстве развивается общественное самоуправление, выборность лиц в органы власти, система голосования при принятии решений на основе мнений большинства, свободы слова, собраний, печати, вероисповедания. Демократия – это свобода человеческого духа и сознания от тоталитарного контроля. На современном этапе развития человеческого общества демократия является наиболее прогрессивной формой государственного устройства. В самом широком смысле демократия есть равенство всех перед единым Законом Божиим. Перед этим Законом и президент, и нищий равны, как равна их ответственность за его выполнение. На основе общих принципов демократии и этим духовным его пониманием должна развиваться система управления образованием и образовательным учреждением, когда они из чисто государственных становятся истинно государственно-общественными (и общественно-государственными).
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДЕМОКРАТИЯ
народовластие. Форма общественно-политического устройства, основанного на принципах равенства и свободы граждан, на их широком участии в разработке и принятии решений, затрагивающих их жизненные интересы. В теории принято различать три исторически сменяющие друг друга вида народовластия: а) парламентская или представительская демократия – народ осуществляет свои властные функции через выбранных на основе всеобщего избирательного права постоянных представителей, делегируя им властные полномочия и доверяя защиту своих интересов на срок действия выборного органа; б) делегатская система – территориальная или иная социальная общность уполномочивает через механизм голосования лицо или группу лиц принять участие в каком-то более широком форуме, где обсуждается и принимается решение по определенному вопросу, касающемуся общего интереса всех ее членов; делегируемые могут выражать только мнение своих избирателей, после завершения работы форума их полномочия выступать от имени общности прекращаются; в) непосредственная или прямая демократия – народ сам принимает и реализует решения, затрагивающие его коренные интересы через участие в широких обсуждениях, референдумах, массовых действиях.Последний тип демократии принято считать наиболее совершенным, однако механизм его воплощения в жизнь пока что не вполне ясен.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ДЕМОКРАТИЯ
форма государственно-политического устройства общества, провозглашающая и опирающаяся на народ как главный источник власти. Демократия признает волю большинства, уважает право меньшинства на защиту своих интересов, на оппозицию; базируется на разделении властей, верховенстве законов, на равноправии граждан. Ее основополагающие черты — гласность, терпимость, плюрализм, политическая конкуренция и сотрудничество. Выборы — главная арена соперничества политических сил, критерий оценки их влияния в народе, места в системе власти. Демократия — важнейший и единственно возможный способ существования подлинно свободного общества. Корни многих противоречий, обнажившихся в 80-90-е годы XX века в советском обществе, находятся в первую очередь в нарушении принципов демократизма. Это со всей очевидностью проявилось, в частности, в отношении к собственности. Односторонняя ориентация на ее огосударствление привели к господству бюрократии, к утверждению тоталитаристских тенденций. Только демократия, широкое участие трудящихся в реализации собственности, их совладение средствами производства, непосредственное участие в принятии решений по управлению производством, конституционные гарантии прав и свобод, способны разрушить эгоистические претензии бюрократии и олигархии, воспитать чувства собственного достоинства, самоуважения, гражданственности. Вместе с тем, подлинная демократия может существовать только там, где политическое равенство всех перед законом, всеобщее избирательное право дополнены социальными правами на труд, на обеспечение работой, на материальный доход, позволяющий жить достойно, на образование, на овладение культурными ценностями. Концепция реализации принципов демократии в образовании разрабатывалась Дж. Дьюи.
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.