ДЕМКОВ Михаил Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕМКОВ Михаил Иванович (1859-1939)
теоретик, историк и популяризатор педагогики. Возглавлял Московский учительский институт (1905-11); с 1911 директор народных училищ Владимирской губернии. Издавал пособия, рассчитанные на народных учителей, учебники по педагогике для учительских институтов, учительских семинарий и педагогических классов ("Курс педагогики...", ч. 1-2, 5 изд., 1917-18; "Очерки по истории русской педагогики", 4 изд., 1917, и др.). В книгах "Русская педагогика в главнейших ее представителях" (1898, 2 изд., 1915) и "Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды" (1912) представлены биографии крупнейших педагогов.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕМКОВ Михаил Иванович
12(24).3. 1859, хутор Скрынный Прилукского уезда, ныне Черниговской обл., — 27.3.1939, Прилуки Черниговской обл.], рус. теоретик, историк и популяризатор педагогики. По окончании Киевского ун-та (1881) преподавал физику и естествознание в Черниговской жен. гимназии и Глухов-ском учительском ин-те. В 1905—11 директор Моск. учительского ин-та; с окт. 1911 директор нар. уч-щ Владимирской губ. С нач. 1890-х гг. публиковал статьи по педагогике, дидактике, истории педагогики в журналах «Рус. школа», «Рус.нач. учитель», «Пед. сборник», «Вестник воспитания» и др. После Окт. революция преподавал педагогику и историю педагогики в Прилукском пед. техникуме. В теоретич. работах Д. обращал особое внимание на изучение принципов и закономерностей воспитания и обучения. Эм-пирич. педагогику (т.е. свод правил и ги-потетич. суждений) расценивал как материал, подлежащий науч. обработке при построении пед. теории. Считал, что педагогике, как и всякой др. науке, присуще стремление формулировать свои законы, приводить их в единую систему; чем сильнее эта тенденция, тем выше уровень развития педагогики. Мн. труды Д. посвящены истории рус. и зап.-европ. педагогики. Подчеркивая самобытность и оригинальность рус. пед. мысли, он выступал против засилья нем. педагогики в рус. школе, однако переоценивал возможности церкви в развитии просвещения. В соч. Д. представлен обширный фактич. материал, имеются подробные указатели пед. лит-ры. Важнейшей стороной своей деятельности считал распространение в популяризацию пед. знаний. Его учебники по педагогике для учительских ин-тов, учительских семинарий и пед. классов жен. гимназий многократно переиздавались. «Курс педагогики» (ч. 1—2, 1917—183) по сравнению с др. учебниками кон. 19 — нач. 20 вв. (К. Н. Смирнова, Л. А. Соколова, И. В. Скворцова, К. В. Ельницкого) был наиб. полным по охвату пед. проблематики. Издавал пособия, рассчитанные на нар. учителей: напр., сокр. дешевое издание «Очерки по истории рус. педагогики», «Естеств. история для нар. школы» (1914). В кн. «Рус. педагогика в главнейших ее представителях» (1898) и «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды» (1912) Д. знакомит читателей с биографиями крупнейших педагогов; привлекает внимание к пед. профессии рассказами из жизни преподавателей и учащихся («Дары юности», 1915). Написал также рассказы для детей «Уголок дет. жизни» (1915).
Соч.: О принципах науки воспитания, «Пед. сб.», 1898, Мб 9; История рус. педагогии, ч. 1—3: ч. 1 — Др.-рус. педагогия (X—XVII вв.), M.; ч. 2 — Новая рус. педагогия (XVIII в.). M.; ч. 3 — Новая рус. педагогия (XIX в.), М., 1909; История зап.-европ. педагогики. Ми912; Краткая история педагогики, М., 1917; Педагогика западноевропейская и русская. Пед. хрестоматия, Ми911.
Лит.: Педагогические и др. сочинения М. И. Демкова [библиографич. указатель], М., 1916. С. Ф. Егоров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.65 мб

К 155-летию со дня рождения Михаила ивановича Демкова

Смирнова Лариса Владимировна
24 марта 2014 года исполнилось 155 лет со дня рождения Михаила Ивановича Демкова, известного отечественного педагога, автора ряда учебников по педагогике, дидактике, истории педагогики.