Деятельностный подход
Деятельностный подход
подход, в рамках которого при построении онтологического обеспечения нормирования в качестве исходного положения вводится существование «деятельности».
Источник: Методологический словарь для стратегов
Деятельностный подход
методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности [64, с.70].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности и обеспечение в познании и преобразовании окружающей действительности, его деятельностного самопроявления.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Деятельностный подход
в психолого-педагогических работах психика субъекта или объекта может быть изучена наиболее правильно, понятно, только если она изучается в процессе деятельности. Она — продукт развития и результат деятельности.
Источник: Исследовательская деятельность
Деятельностный подход
в психологии) — методологический принцип, согласно которому мышление человека представляет собой процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний идеальный план (см. интериоризация).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Деятельностный подход
1) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (И. Фихте, Г. Гегель, М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); 2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании, структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
принцип изучения психики, в основу которого положена теория предметной деятельности (И. Фихте, Г. Гегель, М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев); в известном смысле противоположность знаниевого подхода, при котором роль обучающегося ограничивается усвоением и воспроизведением определенной суммы знаний. Этот способ предполагает такую организацию процесса обучения, при котором студенты на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно открывают для себя те законы, следствия и другие компоненты научного знания, которые при знаниевом подходе традиционно излагаются преподавателем без активного участия самого студента.
Деятельностный подход
принцип воспитания, предписывающий развитие личности в разносторонней предметной, преобразовательной деятельности, Для личностно-ориентированного воспитания приоритетное значение имеет внутренний аспект деятельности, характеризующий ее мотивы, цели, отношение к ней личности.
Личностно-развивающей является целостная - учебная, эстетическая, трудовая и другая деятельность, в которой ребенок занимает позицию субъекта, имеющего потребность в данном виде деятельности* определяющего ее "Цели, осознающего ее мотивы, участвующего в определении содержания деятельности и способов ее осуществления, составлении плана действий, его реализации и оценивании результатов. Воспитательный аспект деятельностного подхода состоит в создании в процессе деятельности ситуаций, побуждающих субъекта к проявлению свойств целостной личности: активности, самостоятельности, ответственности, способности к нравственному выбору, рефлексии и др.Личность изменяется в ходе преобразования условий своей деятельности, обогащения ее содержания ценностями и личными смыслами («значение для меня»). Каждому возрастному и индивидуальному этапу развития личности в детстве свойственен ведущий вид социальной совместной деятельности (игра, учение, труд), в процессе которой возникает определенная система социальных связей и нравственных отношений, которая и оказывает наибольшее влияние на развитие и воспитание личности
Личностно-развивающей является целостная - учебная, эстетическая, трудовая и другая деятельность, в которой ребенок занимает позицию субъекта, имеющего потребность в данном виде деятельности* определяющего ее "Цели, осознающего ее мотивы, участвующего в определении содержания деятельности и способов ее осуществления, составлении плана действий, его реализации и оценивании результатов. Воспитательный аспект деятельностного подхода состоит в создании в процессе деятельности ситуаций, побуждающих субъекта к проявлению свойств целостной личности: активности, самостоятельности, ответственности, способности к нравственному выбору, рефлексии и др.Личность изменяется в ходе преобразования условий своей деятельности, обогащения ее содержания ценностями и личными смыслами («значение для меня»). Каждому возрастному и индивидуальному этапу развития личности в детстве свойственен ведущий вид социальной совместной деятельности (игра, учение, труд), в процессе которой возникает определенная система социальных связей и нравственных отношений, которая и оказывает наибольшее влияние на развитие и воспитание личности
Источник: Глоссарий по педагогике.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
(англ. activity approach). Совокупность исследований в педагогике и психологии, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Позднее наибольшее развитие получили два варианта Д. п., представленные психологической школой С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева – с другой. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями как в России, так и многих других странах. С. Л. Рубинштейн сформулировал основополагающий теоретический принцип Д. п. – принцип единства сознания и деятельности. Параллельно А. Н. Леонтьев и его сторонники разрабатывали проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. В рамках перечисленных направлений Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в том числе: проблема структуры человеческой деятельности (деятельность – действие – операция – функциональный блок), проблема строения сознания-образа (значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии, педагогики, лингводидактики. Так, в преподавании языков получили разработку теория речевой деятельности, личностно-деятельностный подход к обучению, психологические основы содержания многих современных методов обучения (Зимняя, 1985, 2001).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).