ДАГЕСТАН

Найдено 1 определение
ДАГЕСТАН
входит в Рос. Федерацию. Пл. 50,3 тыс. км2. Нас. 1823 тыс. чел. (1989). Столица — Махачкала. На терр. Д. проживает много народностей и этнич. групп, наиб. многочисленные из них: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 760 чел. с высш. и ср. (полным и неполным) образованием (в 1979 — 616 чел.). В отраслях занято св. 250 тыс. специалистов, в т. ч. св. 89 тыс. чел. с высшим и св. 160 тыс. чел. со ср. спец. образованием.
В 5—8 вв. на терр. Д. была известна аг-ванская письменность. В период араб. завоеваний распространилась араб. письменость. С 13 в. создавались медресе (Кумух. Салта и др.). В 18 в. на основе араб. грг фики была составлена письменности «аджам», к-рая использовалась в лит. творчестве аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев. В 19 в. появились татские иуда-истские школы, где использовалась древнееврейская письменность. Первое светское уч. заведение — рус. Дербентское уч-ще (1837, с 1877—3-клаосное) появилось после присоединения Д. к России (1813). В 1848 открылась Дербентская му-сульм. шк. (в 1855 переведена в Темир-Хан-Щуру), с 1861 вошла в состав окружной горской школы, с 1874 прогимназия, считалась лучшим уч. заведением Даг. обл. С 60-х гг. 19 в. открывались сел. школы (Ахтынская, 1861, и др.), а также жен. уч-ща. С сер. 19 в. аварец М. Хан-диев, лезгин Г. Э. Алкадари, лакеа А. Омаров и др. попытались начать обучение на родных языках, создавали уч. пособия. В 1865—66 рус. языковед П. К. Ус-лар составил алфавиты на рус. графнч. основе для нек-рых языков народов Д. разработал пособия по нач. обучению, открыл неск. школ. Однако в 1867 эти школы были закрыты и обучение во всех уч. заведениях велось на рус. языке. Распространению просвещения содействовали рус. учителя А. и Н. Скрабе, П. Егоров и др. В 1880 на базе прогимназии создано реальное уч-ще. В нач. 20 в. появились проф. школы: садоводства в Дербенте (1904), электротехническая в Порт-Пет-ровске (1905), ремесленная в Темир-Хан-Шуре (1911). Для подготовки учителей открылись пед. курсы при гор. уч-ще в Порт-Петровске (1900) и в Темпо-Хан-Шуре (1909). К 1915 насчитывалось св. 90 рус. школ (охватывали 5% детей шк. возраста), в т. ч. 60 — в сел. местности (7 тыс. уч-ся), св. 740 мусульм. и 20 татских уч. заведений. В 2 реальных уч-щах и 3 гимназиях было ок. 1,9 тыс. уч-ся. По официальным данным переписи 1897, грамотность населения составляла ок. 9,2%. Грамотность населения на кавказских языках св. 7%, на рус. яз. 28,7%, в т. ч. дагестанцев ок. 7%. (Полнота и достоверность этих данных нек-ры-ми историками подвергается сомнению.)
После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась работа по ликвидации неграмотности. К 1925 в республике действовало 230 лик-пунктов, в к-рых обучалось до 8 тыс. че ». В 1932 уч. заведения ликбеза охватывав. ок. 200 тыс. неграмотных и мадограмо!ных. Особое внимание уделялось жен. образованию. В 20-х гг. началась рао работка новой письменности для языков народностей Дагестана. 7 народностей вскоре получили возможность учиться на родном языке. В 1928 письменность была переведена с арабской на латинскую, а в 1938 — на рус. графику. Развернулось издание уч. лит-ры.
В 1921 действовали 493 общеобразовательные (гл. обр. малокомплектные, 1- 2-летние) школы (26,2 тыс. уч-ся, св. 2,4 тыс. учителей, большинство к-рых — быв. мусульм. священнослужители). Мн. родители запрещали детям, особенно девочкам, посещать сов. школы. В 1928 в школах при мечетях обучалось ок. 50 тыс. детей. В нач. 30-х гг. мусульм. школы были закрыты. В 20-х гг. началась организация сети дет. дошк. учреждений. В них до 2-й пол. 30-х гг. использовалась программа воспитания, разработанная Наркомпросом авт. республики. Для учащихся из семей горцев создавались (с нач. 20-х гг.) интернаты. Посланцы Дагестана учились в вузах и др. уч. заведениях городов России.
В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение. В 1933/34 уч. г. функционировало св. 1260 школ (св. 40 тыс. уч-ся), в т. ч. св. 20 ФЗС и ШКМ (св. 5 тыс. уч-ся). В сер. 30-х гг. началось введение всеобщего 7-летнего образования в городах. В 1937/38 уч. г. в Д. насчитывалось 255 семилетних и 27 ср. школ. Работали также школы с обучением на азерб., чеченском и ногайском (только начальные) языках. Из-за нехватки пед. кадров мн. шк. предметы не преподавались. Преподавание на языках народов Д. в большинстве школ ограничивалось 1-й ступенью, а с 5-го кл. велось только на рус. яз.
В 1921 открыто первое ср. спец. уч. заведение — Даг. гос. техникум. С 1922- 1923 в Буйнакске и Дербенте действовали пед. техникумы. В 1931 в Махачкале начал работать первый вуз — пед. ин-т им. С. Стальского. В 1932 основаны мед. и с.-х. ин-ты. Большую роль в развитии нар. образования сыграли наркомы просвещения Даг. АССР — С. И. Габиев, Л. М. Ефременко, А. А. Тахо-Годи.
В годы Вел. Отеч. войны создано изд-во Дагучпедгиз (1943), обеспечившее школы уч. лит-рой на родном языке; открыты Даг. НИИ школ (1944), жен. учительский ин-т (1944, с 1954 Даг. пед. ин-т). В первые послевоен. годы завершена ликвидация массовой неграмотности. В сер. 50-х гг. осуществлено обязат. 7-летнее обучение (в 1955/56 уч. г. насчитывалось 169 ср. школ), в кон. 50-х — нач. 60-х гг. — обязат. 8-летнее обучение. В 60-х гг. ликвидированы гор. школы с обучением на кумыкском, аварском, татском языках. В 70—80-х гг. осуществлялось всеобщее ср. образование молодежи, однако родной язык был языком обучения только в сел. школах первые 2 года. В большинстве сел. школ родной язык преподавался (в 3—8-х кл.) как предмет. Не изучались история и культурные традиции Д. Состояние Значит. числа школ (ок. Чз) не отвечало санитарным нормам.
После 1988 введено в нач. классах изучение родных языков школьниками соот-ветств. национальностей; в 5—11-х кл. эти языки и лит-ра изучаются как предмет. В программу старших классов ср. школы включено изучение истории Д. как самостоят. уч. предмета. В Каспийске и в с. Гуниб открыты (1990) гимназии, а в Махачкале — лицей. Разработана письменность и начата подготовка к шк. обучению на родном яз. детей ранее бесписьменных агульцев, цахуров и др.
В 1992 насчитывалось св. 660 дошк. учреждений (ок. 77 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей постоянными дошк. учреждениями составила ок. 34%. В сел. дет. садах воспитат. работа ведется на родном языке детей. В 1992/93 уч. г. работало св. 1570 дневных общеобразоват. школ (в т. ч. св. 440 нач., св. 320 неполных средних, ок. 800 средних), в них обучалось св. 390 тыс. уч-ся. В вечерних и заочных школах занимается св. 16 тыс. чел. Ок. 1200 школ ведут обучение на дагестанских, чеченском, азерб. и др. языках (76 тыс. уч-ся). Родной яз. как предмет изучают св. 185 тыс. чел. (1450 школ). Внешк. учреждения; 55 домов детского творчества (реорганизованные дома и дворцы пионеров и школьников), 13 детских технич. станций, 15 станций юных натуралистов, а также разл. тури-стич. объединения охватывают ок. 50 тыс. уч-ся. В школах занято св. 34,6 тыс. учителей и воспитателей. Учителей с высш. образованием в гор. школах св. 77%, ? сельских — ок. 66%. Среди педагогов св. 90 засл. учителей школы РСФСР; св. 400 засл. учителей школы Даг. АССР.
В республике 30 ПТУ (14,7 тыс. уч-ся), 28 ср. спец. уч. заведений (св. 21 тыс. уч-ся). В ун-те, пед., мбд., с.-х., политехническом (осн. в 1972) ин-тах обучалось св. 27 тыс. студентов. В 1991 организован Ин-т нар. х-ва. Среди вузов ведущее место занимает Дагестанский университет (осн. в 1957 на базе пед. ин-та им. С. Стальского; в 1991 — 10 ф-тов, ок. 7 тыс. студентов). В вузах занято св. 2,2 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 160 докторов и св. 1100 канд. наук. Подготовку пед. кадров ведут ун-т, пед. ин-т, пед., муз., худож. и культ.-просвет. уч-ща. В 1991/92 уч. г. созданы пед. колледжи (на базе 3 пед. училищ), выпускники к-рых получат возможность завершать пед. образование в вузах. Имеется ИПК пед. кадров (1991, осн. в 1952 как ИУУ). Для проф. ориентации старшеклассников на пед. профессии открыта респ. школа-интернат (2 года обучения). Дагучпедгиз издает ежегодно св. 130 назв. книг тиражом св. 1 млн. экз. Лит-ра выпускается на 11 языках. С 1990 издается газ. — «Учитель Дагестана», с 1980 — дет. журн. «Соколенок» на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском и табасаранском языках.
Лит.: Шк. образование в Дагестане, под ред. Г. Ш. Каймаразова, Махачкала, 1968; Омаров С. М., Первые годы строительства сов. школы в Дагестане, Махачкала, 1968; Каймаразов Г. Ш., Очерки истории культуры народов Дагестана, М., 1971; его ж е. Просвещение в дорев. Дагестане, Махачкала, 1989. X. Г. Магидов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.22 кб

Перспективы развития вариативного образования (на примере Республики Дагестан)

Умеров Ахмедпаша Умарович
Темпы «возвратной модернизации» лицеев, гимназий и колледжей в отечественной системе образования позволяют утверждать, что альтернативные образовательные учреждения не только востребованы, но и нуждаются в педагогическом проектиро
Читать PDF
126.19 кб

Подготовка специалистов для оказания медико-социальной помощи населению в Республике Дагестан

Магомедова Саида Алирзаевна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Эмирова Наида Нурмагомедовна, Магдиева Нателла Тахмановна
В статье раскрыта система подготовки специалистов социальной работы, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению Дагестана. Раскрывается понятие и объекты медико-социальной работы на современном этапе развития науки.
Читать PDF
82.80 кб

Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года Международный молодежный научный

Читать PDF
114.52 кб

Стратегия, перспективы и состояние футбола в Республике Дагестан

Шихалиев Шамиль Сейфудинович
В статье освещаются вопросы стратегии футбола, перспективы его развития в Республике Дагестан, анализируется опыт работы футбольной школы по подготовке квалифицированных футболистов (причины, препятствующие развитию футбола, пути
Читать PDF
234.92 кб

Дагестан: интеграция светского и религиозного знания

Садиков Максуд
Читать PDF
202.54 кб

Проблема социально незащищенных детей в Республике Дагестан

Баширова Суна-Ханумалимирзаевна
Читать PDF
2.39 мб

I съезд химиков Республики Дагестан: программа, итоги, решения

Гаматаева Барият Юнусовна
Читать PDF
178.42 кб

Социально-педагогические аспекты проблемы безнадзорности в республике Дагестан

Алиханов Закир Ибадулахович
Проблема безнадзорности является актуальной как для Республики Дагестан, так и России в целом. Особенно остро она заявила о себе в так называемый «постсоветский» период.
Читать PDF
54.25 кб

Инновационное обучение в условиях Северного Кавказа (на примере республики Дагестан)

Амиралиева Разия Зейдулаховна
Террористические акты, взрывы трагедии, которые можно предотвратить. Каким путем?
Читать PDF
653.24 кб

Перспективы развития вариативного образования (на примере республики Дагестан)

Умеров А. У.
Темпы «возвратной модернизации» лицеев, гимназий и колледжей в отечественной системе образования позволяют утверждать, что альтернативные образовательные учреждения не только востребованы, но и нуждаются в педагогическом проектиро
Читать PDF
188.93 кб

Особенности физического воспитания учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан

Рагимова Наида Шакировна, Гаджиагаев Сираджудин Магомедович
В статье анализируются особенности организации и технологии процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ Республики.
Читать PDF
198.79 кб

Особенности профессиональной подготовки менеджеров туризма в Республике Дагестан

Сулейманова Зумруд Запировна, Исаева Загидат Набигуллаевна
Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма, в частности, содержание и формирование системы непрерывного образования в подготовке специалистов туристической сферы.
Читать PDF
433.73 кб

Особенности социально-правовой защиты детства в республике Дагестан

Баширова Суна-ханум Алимирзаевна
В статье рассматриваются особенности социально-правовой защиты детства в Республике Дагестан, анализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности как следствий социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в Р
Читать PDF
0.00 байт

Реформа общеобразовательной школы и основные направления по их осуществлению в Республике Дагестан (

Мугутдинова Наида Шамильевна, Магомедова Роза Мусаевна, Алиев Абдулмалик Магомедович
Статья посвящена исследованию реформ общеобразовательной школы в 1984 году.
Читать PDF
679.44 кб

Подготовка будущего менеджера по туризму в Республике дагестан

Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна, Чупанов Абдулла Хизриевич, Маллаев Джафар Михайлович
В статье актуализирована проблема подготовки и переподготовки будущих мене-джеров туризма.

Найдено книг по теме — 16