CИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
CИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
создается в образовательном учреждении с целью обеспечения необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей. Управление качеством – это деятельность по учету, обработке и передаче информации по формированию различных условий образовательного процесса, необходимых для решения проблем обучающихся (воспитанников) в процессе потребления образовательных услуг и продукции. Система управления качеством в современном образовательном учреждении помогает решать следующие задачи:
- повышение эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами;
- развитие творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизация профессиональной деятельности работников;
- улучшение в целом системы управления в образовательном учреждении;
- оптимизация финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;
- повышение конкурентоспособности образовательного учреждения;
- создание современных безопасных условий образовательной деятельности;
- обеспечение широкого участия общественности в управлении образовательным учреждением. Управление качеством строится на основе восьми принципов, которые определяют всю деятельность образовательного учреждения, ориентированного на качество образования:
- Ориентация на потребителя образовательных услуг.
- Лидерство руководителя.
- Вовлечение работников.
- Процессный подход.
- Системный подход к управлению.
- Постоянное улучшение процессов.
- Принятие решений, основанное на фактах.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками ресурсов и информации. Основными видами оценки качества образования в образовательном учреждении являются: внутренний и внешний аудит, общественная экспертиза. Кроме того, могут быть использованы методы рейтингования обучающихся, учебных групп, преподавателей, рекрининг, бичмаркинг. Рекрининг – оценивание качества по последействию (карьера, профессиональная удовлетворенность выпускников, педагогов, удовлетворенность родителей и обучающихся, поступление выпускников в профессиональные учебные заведения и др.). Бренчмаркинг – сравнительное оценивание достигнутых результатов с лучшими (в данном учебном заведении, в классе, группе и т. д.). Система обеспечения высшими учебными заведениями качества образовательной деятельности и качества высшего образования (система внутреннего обеспечения качества) предусматривает осуществление таких процедур и мероприятий:
1.) определение принципов и процедур обеспечения качества высшего образования;
2.) осуществление мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ;
3.) ежегодное оценивание студентов, научно-педагогических и педагогических работников высшего учебного заведения и регулярное предание огласке результатов такого оценивания на официальном веб-сайте высшего учебного заведения, на информационных стендах и т.п;
4.) обеспечение повышения квалификации педагогических, научных и научно-педагогических работников;
5.) обеспечение наличия необходимых ресурсов для организации образовательного процесса, в том числе самостоятельной работы студентов, по каждой образовательной программе;
6.) обеспечение наличия информационных систем для эффективного управления образовательным процессом;
7.) обеспечение публичности информации об образовательных программах, степенях высшего образования и квалификации;
8.) обеспечение эффективной системы предотвращения и выявления академического плагиата в научных трудах работников высших учебных заведений и студентов. (Ибрагимов Г. И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 45– 52; Штейнберг И. Г. Показатели качества образовательного процесса / И. Г. Штейнберг, Л. Н. Кобелева // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2009. – № 2. – С. 60–64; Щудло С. А. Вища освіта у пошуку якості: quo vadis : монографія / Світлана Щудло ; Харк. нац. ун-т ім. В. Н. Каразіна, Дрогоб. держ. пед. ун-т ім. Івана Франка. – Х. ; Дрогобич : Коло, 2012. – 339 с.; Закон України «Про вищу освіту» від 01.07.2014 № 1556-VII // Голос України. – 2014. – № 148 (06.08.2014). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.