ЦИРУЛЬ, Цирулис, Карл Юрьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦИРУЛЬ, Цирулис, Карл Юрьевич
1857-1924) — педагог, деятель в области трудового обучения, один из основателей русского мануализма. В 1884-1912 преподавал ручной труд в С.-Петербургском учительском институте. В 1884 был командирован в Швецию для изучения шведской системы ручного труда (слойда), предложенной О. Саломоном. Ознакомился также с системой Д.К. Советкина. Организовал ок. 40 курсов для учителей в разных городах России по изучению системы преподавания ручного труда. Руководил секциями ручного труда на 1-3-м съездах по техническому и профессиональному образованию. Один из инициаторов создания Рос. общества педагогического ручного труда и его председатель (1909). Осн. журнал "Трудовое воспитание" (1914). В 1915 возглавил подкомиссию по ручному труду в связи с намечавшейся реформой средней школы по проекту П.Н. Игнатьева. После революции преподавал в Петроградском педагогическом институте (ныне РПГУ им. А.И. Герцена), в средней школе. Деятельность Ц. и его сподвижников способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введен в учебные заведения России. Ц. теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразовательного предмета русской народной школы, разработал его дидактические, общепедагогические и методические основы. Вслед за Советкиным он ввел операционную, а затем операционно-предметную систему обучения ручному труду. Ц. разработано 4 курса ручного труда (для младшего и среднего возраста, для старших учащихся, для сельских школ). Деятельность Ц. способствовала становлению рос. трудовой школы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЦИРУЛЬ (ЦИРУЛИС) Карл Юрьевич
(25 октября 1857 г. – 1924 г.) – русский педагог, основатель русского мануализма. По окончании прибалтийской учительской семинарии был учителем истории и географии в Дунданском приходском училище (1878–1880). В 1880–1883 гг. обучался в Санкт-Петербургском учительском институте и с 1884 по 1912 г. был в нем преподавателем ручного труда. В 1884 г. начинающий педагог по предложению Вышнеградского и Сент-Илера был командирован в Швецию в Нэесскую учительскую семинарию для изучения шведской системы ручного труда («шведского слойда»), предложенной Саломоном. Ознакомился также с «русской системой» Советкина, введенной в Санкт-Петербургском технологическом институте и в ряде ремесленных училищ. Цируль К.Ю. стал пропагандистом, теоретиком и методистом оригинальной русской системы педагогического ручного труда, развивавшей идеи Песталоцци, А. Клаусона-Кааса (датского педагога), О. Саломона, немецких мануалистов Э. Шенкендорфа, В. Гетце и др. Цируль К.Ю. проводит значительную работу по введению ручного труда в школах и учительских семинариях, организовал около 40 курсов для учителей в разных городах России. Руководил секциями ручного труда на I, II, III съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, отделом на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1898). Инициировал создание Российского общества педагогического ручного труда (1909). Основал в 1914 г. журнал «Трудовое воспитание» (вышло 4 номера). Деятельность Цируля К.Ю. и его сподвижников (Н.В. Касаткин, И.К. Каррель, Е.К. Соломин, В.И. Фармаковский, П.Н. Христианович и др.) способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введен в учебных заведениях России (учительских институтах, учительских семинариях, городских и сельских училищах). Было подготовлено свыше 2 тыс. учителей ручного труда (1910). В 1915 г. Цируль К.Ю. возглавил подкомиссию по ручному труду в связи с намечавшейся реформой средней школы по проекту Игнатьева, которая обобщила 30-летний опыт преподавания ручного труда в России. Участвовал в международных конгрессах по ручному труду. Его работы публиковались во многих педагогических журналах. Им разработана программа подготовки учителей начальной и средней школы по ручному труду. После революции Цируль К.Ю. преподавал в Петроградском педагогическом институте (ныне Российский педагогический университет им. А.И. Герцена), в средней школе.
Цируль К.Ю. теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразовательного предмета русской народной школы, разработал его дидактические, общепедагогические и методические основы, дал анализ истории педагогического ручного труда за рубежом и в России. Рассматривал ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деятельности, выступал против его подмены ремесленной выучкой, с одной стороны, и одностороннего словесного интеллектуализма, с другой. Русский мануализм был первым шагом к идее деятельностного подхода в обучении, выявления и раскрепощения творческого потенциала личности. Цируль К.Ю. отдавал приоритет воспитывающей, развивающей функции ручного труда, видел в нем «важнейшее орудие формального развития», понимая под этим пробуждение любви и потребности в труде, овладение общетрудовыми умениями, «азбукой физического труда», развитие самостоятельности, организованности, точности, прилежания, внимательности, художественного вкуса и т.п. Указывал на его профориентационную функцию как «твердую основу промышленного, ремесленного и ремесленно-художественного образования всего народа». Значителен вклад Цируля К.Ю. в методику преподавания ручного труда, в технологию русского мануализма. Вслед за Советкиным в отличие от системы Саломона он ввел операционную, а затем операционно-предметную систему обучения ручному труду, в которых основное внимание уделялось трудовому процессу, постепенному усложнению трудовых задач, овладению премами и инструментами, а на этой основе изготовлению конкретных «вещей». Цирулем К.Ю. разработано 4 курса ручного труда (для младшего и среднего возраста, для старших учащихся, для сельских школ), а также курс работ по металлу. Изготовление изделий из дерева и металла осуществлялось по чертежам, вводилась резьба, выжигание, выпиливание, работы из бумаги и картона и др. В числе важнейших дидактических принципов Цируль К.Ю. считал опору на интерес учащихся, наглядность, обучение труду мальчиков и девочек,развивающий характер обучения труду, сотрудничество учителя и учащихся, самостоятельность и др. Программа подготовки учителей ручного труда включала вопросы истории, теории и методики в России и других странах, техники и технологии производства, практическую и методическую подготовку. Система Цируля К.Ю. подвергалась критике со стороны приверженцев утилитарного направления, усиления связи ручного труда с индустриальным производством, за приоритет формального, развивающего начала над материальным, предметным. В целом она обрела официальный статус и получила признание в учебных заведениях России. Она сыграла важную роль в становлении российской «трудовой школы».
Соч.: Ручной труд в народной школе. – М., 1890; Ручной труд в общеобразовательной школе. Педагогическое значение и польза ручного труда, его история и современное развитие и состояние, практическая постановка и литература. – СПб., 1894; Отчет о командировке в Лейпцигскую учительскую семинарию ручного труда с целью ознакомления с курсами работ по дереву и металлу для сельских школ. – СПб., 1895. – (В соавт.); Систематическое руководство по ручному труду. – СПб., 1899; К XXV-летию введения педагогики ручного труда в русскую школу: Памятная записка... (1884–1909). – СПб., 1909; Памятная записка о введении и преподавании ручного труда в С.-Петербургском учительском институте. – СПб., 1910; Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания. – СПб., 1912; Примерная программа ручного труда для начальных школ с 4-годичным сроком обучения // Трудовое воспитание. 1914. № 4; О преподавании ручного труда в средней школе // Материалы по реформе средней школы. – Пг., 1915. – (В соавт.).
Лит.: Каррель И.К. К.Ю. Цируль. – М., 1908; Сент-Илер К.К. О преподавании ручного труда в С.-Петербургском учительском институте и о сравнительной оценке существующих систем ручного труда. – СПб., 1890; Доватор Р.Л. Из истории трудового воспитания и обучения в России: Разработка проблем ручного труда // Вопросы истории педагогики и школы дореволюционной России. – М., 1976; Котряхов Н.В. Педагогический ручной труд в русской школе. // Советская педагогика. 1985. № 4.
Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.