ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦИФИРНЫЕ школы
начальные государственные школы, созданные указом Петра І 1714 года во многих губерниях для обучения детей дворян, гос. служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. В цифирных школах обучали чтению письму, арифметике и началам геометрии. В 1722 году насчитывалось 42 цифирные школы. В 1744 году цифирные школы были преобразованы в гарнизонные школы.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
начальные учебные заведения в России 1-й половины 18 в. Появление первых Ц.ш. связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, при котором требование грамотности приобретало обязательный характер. Указы 1714-15 предписывали иметь в каждой губернии Ц.ш. с записью в них дворянских недорослей и детей приказных в возрасте 10-15 лет; им запрещалось вступать в брак без "свидетельствования" о прохождении обучения. В 1715 с появлением дворянских учебных заведений Ц.ш. преобразовались во всесословные (за исключением крестьян). Круг учебных дисциплин определялся потребностью в специалистах с техническим образованием: помимо чтения и письма преподавались арифметика ("цифирная мудрость" - отсюда название) и геометрия. Выпускники определялись на военную и гражданскую службу или продолжали образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и др.). Ц.ш. предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. К 1724 в России действовало 25 Ц.ш. В 1744 слиты с гарнизонными школами. См. также Начальное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
нач. уч. заведения в России 1-й пол. 18 в. Появление первых Ц. ш. связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, при к-ром требование грамотности приобретало обязат. характер. Указы 1714—15 предписывали иметь в каждой губернии Ц. ш. с записью в них дворянских недорослей и детей приказных в возрасте 10—15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения. В 1715 с появлением дворянских уч. заведений Ц. ш. преобразовались во всесословные, «для всякого чину людей» (за исключением крестьян).
Круг уч. дисциплин определялся потребностью в специалистах с техн. образованием: помимо чтения и письма в школах преподавались арифметика («цифирная мудрость» - отсюда назв.). и геометрия. Выпускники определялись на гражд. и воен. службу или продолжали образование в проф. уч. заведениях столиц (артиллерийские школы и др.). Ц. ш. предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Учителя назначались из числа выпускников столичных уч. заведений (гл. обр. Навигацкой школы в Москве). К 1724 в России действовало 25 Ц. ш. с разл. кол-вом учащихся в каждой (всего св. 2 тыс. чел.). В 1744 слиты с гарнизонными школами, имевшими ту же программу обучения. Создание Ц. ш. явилось первой в России попыткой введения системы светского нач. образования, что имело существенное значение для становления отеч. образоват. институтов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия