ЧУВАШИЯ

Найдено 1 определение
ЧУВАШИЯ
Чувашская Республика, входит в Рос Федерацию Пл 18,3 тыс. км2 Нас ев 1,3 млн чел (1994), в т.ч. чуваши - 67,8%, русские - 26,7% Столица - Чебоксары
На 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше в 1994 приходилось 856 чел с высшим и ср. (полным и неполным). образованием В отраслях экономики занято 169 тыс. специалистов, в т.ч. ев 64 тыс. с высшим и ев 104 тыс. со ср. спец. образованием.
Становление самобытной чуваш культуры проходило в условиях господства (с 14 в.). Золотой Орды На терр Казанского ханства, где жили чуваши, действовали мусульм уч заведения, гл. обр. миссионерского типа После присоединения Ср. Поволжья к Моек гос-ву (1552). при православных монастырях и храмах создавались христ. школы грамоты, призванные обучать и чувашей, о деятельности этих школ в 17 в почти ничего неизвестно
В 18 в попытки начать обучение чуваш детей связаны с деятельностью новокрещенских школ (1740—73). В интересах активизации христ. просветит деятельности митрополит. Казанский и Свияжский Вениамин (В Г Пуцек-Гри-горович). составил первую грамматику чуваш яз (изд в 1764).
В кон 18 в открылись малые нар. уч-ща в Чебоксарах (1789), Ядрине (1791). и др. После учреждения МНП открылись приходские уч-ща в г. Шихазаны (1819), с Буртасы (1870). и др. С 1840 для детей гос. крестьян создавались уч-ща Мин-ва гос. имуществ (к 60-м гг 19 в их насчитывалось ок 80, в каждом от 5 до 30 учащихся). Обучение в школах шло на рус яз и не пользовалось поддержкой чуваш населения Представители рус интеллигенции пытались решить проблему обучения чувашей на родном языке Еще в 1836 В II Вишневский издал «Начертание правил чуваш языка и словарь, составленный для духовных уч-щ», ок 30 лет остававшееся единств уч. книгой для чувашей Вариант чуваш письменности с использованием рус графики предложил инспектор чуваш школ Казанского уч округа H И Золотницкий, автор первых чуваш букваря (1866). и книги для чтения и счета (1867). Распространению обучения чувашей способствовала деятельность просветителя С M Михайлова, писателя и этнографа В Г Магницкого В 60-х гг сеть школ значит. ельно расширилась открылись земские нач уч-ща (с 1864). и миссионерские школы Братства святителя Гурия (осн.в 1867).
После утверждения «Правил об образовании инородцев» (1870). для обучения чувашей стала использоваться система H И Илеминского Его учеником и последователем был И Я Яковлев, преемник Золотницкого на посту инспектора чуваш школ Яковлев усовершенствовал чуваш письменность и разработал организац и пед. основы двуязычной рус -чуваш нач школы с увеличенным сроком обучения (до 4 лет). Т о, обще-рос система образования стала более доступной чувашам Основанная в 1868 Яковлевым чуваш школа в Симбирске стала центром подготовки учителей (1890), ев 1 тыс. ее выпускников (в т.ч. ок 400 женщин). трудились в школах чуваш селений
В нач 20 в в Ч работали жен гимназии в Чебоксарах и Цивильске (обе с 1910), Ядринске (1911), Ядринское реальное уч-ще (1908), Чебоксарская земская кузнечно-слесарная уч мастерская (с 1898). и др. нач проф. уч заведения, а также Шихранская учительская семинария (1914). В 1914/15 уч г. насчитывалось 463 уч заведения разл типов (29,9 тыс. учащихся), большинство школ было начальными Охват детей школами не превышал 30% Грамотность населения по переписи 1897 среди мужчин - 18%, среди женщин - 4%
С установлением сов власти развернулась ликвидация неграмотности Уже в 1919/20 уч г. работало 1,2 тыс. ликпун-ктов Было создано отделение об-ва «До лой неграмотностьь (в 1924 - ев 200 ячеек). К 1926 грамотность населения составила ев 54% (массовая неграмотность ликвидирована в нач 50-х гг).
Сеть сов общеобразоват. школ формировалась в трудных условиях голода, охватившего мн районы Поволжья в нач 20-х гг Св 50 тыс. детей из Чуваш АО (образована в 1920). были приняты на воспитание и обучение в др. регионы Центр России Стабильная шк. сеть сложилась гл. обр. уже в Чуваш АССР. (образована в 1925). число школ I ступени составило к 1927 ев 830 (ок 60 тыс. учащихся), школ II ступени - ев 30 (в т.ч. чуваш 8-летних - 22). Действовали также ШКМ, дет. дома, появились первые дет. сады (5 в 1927). Подготовка учителей велась на курсах и в пед. техникумах Регулярным (после 1922). стало издание сов учебников для нач школы по чуваш яз (первые подготовлены при участии H И Ванеркке, А Т Трофимова, В Г Егорова и др.), по рус яз (И С Кирпичникова, M Я Сироткина и др.), выпускались также уч книги для посленачального обучения Появилась пед. периодика на чуваш яз (журн «Нар. просвещение», 1926—33). К кон 20-х гг охват обучением детей шк. возраста превысил 56%
В 1930 введено всеобщее нач обучение Действовало ев 1 тыс. общеобразоват. школ (96 тыс. учащихся), к сер 30-х гг школы охватывали всех детей соответствующего возраста В 1930 в Чебоксарах открыт Чуваш пед. ин-т (с 1958 носит имя Яковлева), с 1934 при нем работал учительский ин-т, расширялась сеть пед. техникумов (6 - в кон 1930-х гг). В 1930 открыт Волжский филиал Моек энергетич ин-та, в 1931 - с -х ин-т
В 1949 введен 7-летний всеобуч Работало 550 нач, 428 семилетних, 92 ср. школы (всего 205,4 тыс. учащихся). До 1960 уч -воспитат. процесс в неполной ср. школе осуществлялся на чуваш яз с обя-зат изучением русского (со 2-го кл). и иностр. (с 5-го кл). языков С 1960/61 уч г. с 5-го кл. все предметы, кроме чуваш яз, во всех классах стали изучаться на рус яз, родной язык широко использовался при объяснениях нового материала по нек-рым уч предметам В 1967 основан ун-т (на базе филиала МЭИ).
В нач 60-х гг завершен переход к 8-летнему всеобучу В 1963/64 уч г. имелось 860 общеобразоват. школ (229,8 тыс. учащихся). В 1970—80-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи В 80-х гг возникли новые для республики типы образоват. учреждений школа-детсад, школа с углубленным изучением предметов, школа со специа-лизиров классами
С сер 80-х гг начался переход к изуче нию чуваш учащимися курса неполной ср. школы на родном языке Этот процесс активизировался в Чуваш республике (провозглашена в 1992). В ходе реформ принят Закон Чуваш республики об образовании (1993), соответствующий федеральному В базовой и полной ср. школе введены новые уч предметы и курсы история культуры Чувашии, чуваш слово, экология, введение в экономику С 1992 реализуется гос. программа развития нац. системы образования, составная часть обновления рос школы
В 1995 насчитывалось ев 660 дет. садов и яслей (ев 71 тыс. воспитанников). В них занято ев 7,8 тыс. пед. работников Наряду с русским языками общения и воспитания выступают чувашский (ев 280 учреждений, ев 1,7 тыс. детей), татарский (8 учреждений, около 400 детей).
В 1995 работало ев 720 дневных общеобразоват. школ 188 базовых (18,5 тыс. учащихся), 430 полных средних (ок 195 тыс. учащихся), 85 начальных (ок 2 тыс. учащихся), среди них - 474 чувашских, ев 220 русских, 19 татарских, 4 мордовских Действовало 14 гимназий, в т.ч. чуваш национальная (1991). чувашско-немецкая (1993), 10 лицеев, в т.ч. чуваш нац. им Г Лебедева (1992). чувашско-турецкий (1993). На чуваш яз получали общее образование ев 33 тыс. учащихся, на тат яз - ок 2 тыс. Работало 15 вечерних школ и уч -консультац пун ктов, охватывающих 3,5 тыс. учащихся Среди внешк. учреждений - 29 домов дет. творчества 15 ДЮСШ 9 станций юннатов, 8 школ иск-в В школах было занято ок 16 тыс. педагогов, в т.ч. ок 84% с высш. образованием В разработке содержания образования участвуют специалисты учреждений Нац. академии наук и иск-в (осн.в 1992), Чуваш респ ин-та образования (ведет историю от ИУУ, осн.в 1938), вузов и др. Проф. образование дают 33 ПТУ (ев 17 тыс. учащихся), в т.ч. 27 средних В ПТУ продолжается изучение родного языка и литры, истории и культуры Чувашии Ср. спец. образование можно получить в уч. заведениях (20 тыс. учащихся), среди них 2 высших проф. уч-ща, 4 проф. колледжа В 3 вузах (ун-те, пед. и с -х ин тах). занималось ок 17 тыс. студентов В вузах занято 1,5 тыс. преподавателей, в т.ч. ев 90 докторов и ев 730 канд наук Подготовку учителей и воспитателей ведут пед. ин-т, а также 4 пед. уч-ща
Для педагогов издается журн «Народная школа» (о 1992, на чуваш и рус языках). Среди дет. периодики на чуваш яз -журн «Силсунат» («Пегас», с 1977, ведет историю с 1929), «Путене» («Пере-пелочка», с 1992), «Тетте» («Игрушка», с 1994), газ «Танташ» («Ровесник», с 1956, ранее выходила в 1931—41).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.39 кб

Проблемы образования и воспитания и их решения в Чувашии в годы Великой Отечественной войны (1941-19

Тимофеев В. В., Тимофеев М. В.
Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в поступательное развитие всех отраслей жизнедеятельности державы. Большие трудности в годы войны испытывала и система народного образования.
Читать PDF
139.52 кб

Природоохранное воспитание и обучение в системе народного образования Чувашии в 40-е годы XX века

Терехова О. П.
В статье впервые рассматриваются вопросы природоохранительного воспитания и обучения в школах Чувашии в 1940-е гг.
Читать PDF
371.39 кб

Школьная реформа 1958 г. И проблемы языковой политики в процессе ее реализации в Чувашии

Ефимов Л. А.
В статье прослеживаются становление и развитие системы образования в Чувашии. Особое внимание автор уделяет влиянию на эту систему школьной реформы 1958 г.
Читать PDF
230.74 кб

Чебоксарское городское училище в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII начала ХХ веков

Арсентьева Анна Васильевна, Петрянкина Алевтина Петровна
Читать PDF
682.43 кб

Подготовка кадров приходского духовенства Чувашии и его образовательный уровень в конце xviiiпервой

Евдокимова Анжелика Николаевна
Читать PDF
5.36 мб

Модернизация системы переподготовки учителей Чувашии в последней трети XX начале XXI в

Ефимова А. Л.
В статье представлен анализ работы Чувашского института образования по изучению, обобщению опыта и повышению квалификации учителей в республике и чувашской диаспоре.
Читать PDF
772.39 кб

Деятельность народных университетов культуры в Чувашии

Алжейкина Галина Владимировна
В статье рассматривается деятельность народных университетов культуры, занимающих особое место и значение в культурнопросветительской деятельности в Чувашии.
Читать PDF
129.53 кб

«Офицеров нужно готовить в вузах…»: к 50-летию начала подготовки офицеров запаса в Чувашии

Капранов Виктор Иванович
Рассмотрен генезис системы подготовки офицеров запаса в Чувашской Республике. Центральное место отведено деятельности военной кафедры Волжского филиала Московского энергетического института.
Читать PDF
139.56 кб

Первые высшие награды учителей Чувашии

Тохтиева Лариса Николаевна, Минеева Елена Константиновна, Григорьев Валерий Сергеевич
Изучены опыт работы передовых учителей Чувашии в 1939-1940 гг. и практика их поощрения и награждения за заслуги в области образования.
Читать PDF
131.20 кб

Профессиональная подготовка студентов в вузах Чувашии в начале XXI В. : проблемы и поиски решений

Сидорова Анастасия Валерьевна
В статье исследуется проблема профессиональной подготовки студентов в вузах Чувашии, показывается соотношение потребностей общества и рынка труда.
Читать PDF
163.94 кб

Система природоохранного воспитания и обучения молодежи в Чувашии в 30-е годы XX века

Терехова Ольга Павловна
В статье впервые осуществляется историко-педагогический анализ состояния природоохранного воспитания и обучения подрастающего поколения Чувашии в 30-е годы XX века.
Читать PDF
250.40 кб

Предпосылки и особенности становления и развития сельскохозяйственного образования в Чувашии в совет

Чермакова Елена Владимировна, Васильева Любовь Егоровна
В статье впервые осуществлен историко-педагогический анализ становления и развития начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального сельскохозяйственного образования в Чувашии в советский и постсоветский периоды.
Читать PDF
176.49 кб

Из истории юннатского движения Чувашии

Терехова Ольга Павловна
Установлено, что распространение кружков юных натуралистов, работа в них способствовали экологическому воспитанию учащихся. С появлением первых юннатов началось юннатское движение.
Читать PDF
0.00 байт

Школьное образование в Чувашии (конец XIX начало XX вв. ): историографический аспект

Тохтиева Лариса Николаевна
Рассмотрены отдельные аспекты системы дореволюционного образования Чувашии, положение провинциального учительства, особенности педагогической деятельности.
Читать PDF
223.85 кб

Сельская интеллигенция Чувашии накануне и в начале Великой Отечественной войны: анализ основных груп

Широков Олег Николаевич, Широкова Марина Александровна
В статье рассматриваются основные группы сельской интеллигенции Чувашии накануне и в начале Великой Отечественной войны с целью создания ее социоструктурного портрета.