ЧИСТЯКОВА Светлана Николаевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЧИСТЯКОВА Светлана Николаевна (р. 1939)
д-р педагогических наук (1988), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1999; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института общего среднего образования РАО.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЧИСТЯКОВА Светлана Николаевна
родилась 2 апреля 1939 г. в семье педагогов. В 1962 г. окончила Новокузнецкий педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы; с 1962 по 1965 г. работала учителем, в 1965–1966 гг. – старшей пионервожатой в школе, а в 1966–1967 гг. – методистом кабинета воспитательной работы областного ИУУ г. Кемерово. Кандидат педагогических наук (1970), доктор педагогических наук (1986); с 1977 по 1983 г. – доцент кафедры начального обучения, а затем кафедры педагогики и психологии высшей школы педагогического института им. В.И. Ленина, с 1983 по 1994 г. заведовала лабораторией профориентации школьников НИИ ТОиПО СССР; с 1995 г. руководит центром социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО.
Своими учителями-наставниками считает А.А. Запорожца, Э.И. Моносзона, Н.Н. Чистякова, Т.В. Воликову, В.А. Полякова, Л.В. Ботякову, В.А. Сластенина, Л.И. Новикову, обративших внимание будущего ученого на личность школьника, важность понимания его индивидуального своеобразия, чему она и следовала в своей работе по профессиональному самоопределению школьников.Всего Чистяковой С.Н. опубликовано более 100 работ, из них 18 – за рубежом. Основная тема публикаций – профессиональное самоопределение молодежи.
Чистяковой С.Н. разработана концепция системы профессиональной ориентации учащейся молодежи; осуществлено научное руководство ВНИКом при НИИ ИПСМ РАО по разработке концепции жизненного и профессионального самоопределения молодежи и создания
учебно-методического комплекта «Твоя профессиональная карьера». Неотъемлемой частью комплекта являются профессиональные пробы школьников, которые широко используются в учебном курсе «Образовательная область «Технология».
Ведущая идея концепции: профессиональное самоопределение – процесс отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. Это позволяет лучше готовиться к профессиональной карьере, презентации своей кандидатуры на рынке труда, к возможной перемене профессии в условиях рыночной экономики. Завершение профессионального образования, означающего получение профессии, не приводит к прекращению профессиональной ориентации, а лишь изменяет ее роль во взаимодействии человека с обществом. Эта концепция находит широкую поддержку среди ученых и практиков.
В последнее время под руководством Чистяковой С.Н. реализуется Международный проект «Город – как школа». Учет национальных и социальных особенностей страны, включение подростков в практическую деятельность в различных сферах социокультурного пространства города расширяет их возможности узнавания и новых профессий, и новых профессионалов (нового типа), что действительно обеспечивает обучение на практике.
Основная экспериментальная площадка реализации Проекта «Город – как школа» – МУПК «Хамовники» ЦО г. Москвы и Учебно-производственный центр «Школьник» г. Кемерово, опыт которых широко представлен на международных симпозиумах (США, Франция, Финляндия, Германия, Португалия, Испания).
Под руководством Чистяковой С.Н. защищено 6 докторских и 28 кандидатских диссертаций.
Чистякова С.Н. награждена значком «Отличник народного просвещения» и серебряной медалью ВДНХ СССР.
Соч.: Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие для учащихся педучилищ. – М., 1983; Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М., 1987. – (В соавт.); Теория и практика профессиональной ориентации школьников: Программа спецкурса для студентов пединститута для специальности № 2008. – М., 1985; Теоретические проблемы профориентации учащихся / Сб.
Методологические и теоретические вопросы трудовой подготовки учащихся. – М., 1985; Профессиональная ориентация школьников / В кн. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ. – М.; Белград, 1985; Программа курса «Основы производства. Выбор профессии» // Школа и производство. 1986. № 7; Задачи курса «Основы производства. Выбор профессии» // Школа и производство. 1986. № 8. – (В соавт.).

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.