ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
наиболее широкое и общеупотребительное обозначение всей совокупности свойств работника как социальной категории (таких как квалификация, мотивы поведения, интересы, сознание, культура и др.).
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) роль, место и влияние человека как субъекта общественно-исторической и трудовой деятельности; 2) в узком смысле — понятие, обозначающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Человеческий фактор
в широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства факторов, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека; в узком смысле - интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании эргатической системы. (1)
Человеческий фактор
исторически сложившаяся в данном обществе совокупность основных социальных качеств (характеристик) людей – ихценностных ориентаций, нравственных принципов, норм поведения в сфере труда, досуга, потребления, жизненных планов, уровня знаний и информированности, характера трудовых и социальных навыков, установок и представлений о личностно значимых элементах социальной жизни – социальной справедливости, правах и свободе человека, о его гражданском долге, социальном прогрессе и т.д. Ч.ф. имеет отношение не только к индивидам, но и к группам и коллективам, а также к особенностям социально-психологического климата в них, господствующим нормам поведения и т.д. Общеисторическая тенденция состоит в возрастании роли Ч.ф. в социально-экономическом развитии.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
обобщенное понятие, которым охватывается совокупность всех возможных проявлений деятельностной сущности человека, его социальной, творческой активности и всех возможных последствий человеческой деятельности как на уровне личности, так и на уровне трудовых и любых других коллективов, более широких социальных общностей, включая все человечество (во взаимодействии последнего с природной средой обитания). Понятие «Ч.ф.» соотносится с такими понятиями, как «субъективный фактор», «личностный фактор», «социальный фактор», «человек», но не совпадает с ними, отличается от каждого из них в большей или меньшей степени. В философском, мировоззренческом плане понятие «Ч.ф.» приближается к понятию «сущность человека», поскольку главное в Ч.ф. – проявление активной роли человека, его деятельностной сущности. Важнейшими структурными компонентами Ч.ф. являются: социально-психологические качества (потребности, интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации и т.д.); уровень общей культуры; профессионализм и компетентность; нравственная надежность, уровень дисциплины и ответственности индивидов; результаты межличностного и межгруппового взаимодействия и общения, коллективные «образования», состояния (синергетический эффект кооперации труда, морально-психологический климат, «дух команды»; чувство принадлежности, лидерство, неформальные структуры и т.д.). С учетом практических задач и потребностей социального управления, термин «Ч.ф.» используется для обозначения деятельности отдельных людей, малых групп и коллективов как элементов социально-технических систем, их способностей и возможностей, физического и интеллектуального потенциала, планирования развития и использования человеческих ресурсов. Роль Ч.ф. приобретает особое значение в условиях переходного периода, глубоких социально-экономических преобразований и все более широкого (по крайней мере, в перспективе) применения новых и новейших технологий. Проблема повышения роли Ч.ф. многогранна, но одно несомненно: ее ядром является мотивационная основа деятельности людей (см. Мотив; Мотивация; Мотивация труда).
Ю.В. Колесников
Ю.В. Колесников
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.