ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
методические пособия для мастеров производственного обучения, в которых рассматриваются содержание, организация, методика и средства производственного обучения учащихся конкретной профессии (группы профессий) в соответствии с учебными программами.
Основу Ч.м.п.о. составляют методические разработки применительно к основным темам и подтемам, а также разделам учебной программы производственного обучения: обучение в учебных мастерских (лабораториях, полигонах, учебных хозяйствах); производственное обучение на предприятиях; производственная практика учащихся. В общей сумме эти методические разработки составляют Ч.м.п.о. в целом.Каждая методическая разработка, как составная часть Ч.м.п.о., включает характеристику темы (подтемы, раздела), отражающую место темы в процессе производственного обучения по профессии, связь ее с предшествующими и последующими темами, учебно-воспитательные цели и особенности изучения темы.
В разделе методической разработки о планировании производственного обучения в учебной мастерской (лаборатории, полигоне) применительно к каждой теме (подтеме) содержатся рекомендации по распределению материала на уроки, приводятся примерные графики нефронтального изучения материала темы: график перемещения учащихся по видам работ и рабочим местам; график изучения отдельных тем; примерный график выполнения учащимися учебно-производственных работ бригадокомплекта при бригадной организации производственного обучения и т.п. В этом разделе даются также рекомендации об особенностях подбора наиболее характерных учебно-производственных работ, приводятся основные учебно-технические и технологические требования к ним, даются рекомендации по нормированию работ комплексного характера.
В методических разработках операционных тем приводится примерный перечень работ для выполнения тренировочных упражнений.
В методических разработках даются также необходимые рекомендации по материально- техническому оснащению изучения тем (подтем): указывается рекомендуемое оборудование, специальный инструмент, приспособления, контрольно-измерительные средства, материалы, сырье и т.п.
Важной составной частью методических разработок по теме (подтеме) являются рекомендации об учебно-технической документации. Здесь приводятся примерные образцы (или комплекты) инструкционных карт для изучения операций; образцы инструкционно- технологических и технологических карт на типичные учебно-производственные работы комплексного характера; чертежи на оригинальные приспособления и оснастку; обобщенные технологические требования к качеству характерных для профессии учебно- производственных работ; контрольные тесты качества выполнения операций и типичных учебно-производственных работ (см. Тестирование качества производственного обучения); примерные критерии оценки за изучение темы (см. Учет производственного обучения).
Основу методической разработки по теме (подтеме), изучаемой в учебных мастерских (лабораториях, полигонах), составляют рекомендации по организации и методике проведения занятий. В методических разработках по изучению операционных тем (см. Программа производственного обучения) рекомендации даются в основном поурочные; по изучению тем комплексного характера («Комплексные работы», «Выполнение работ... разряда», «Текущий ремонт...», «Поузловая сборка...» и т.п.) даются в целом по теме с выделением наиболее характерных в организационно-методическом плане ситуаций, уроков.
В поурочных методических рекомендациях отражаются узловые вопросы вводного инструктажа: способы актуализации знаний и опыта учащихся; организация и методика показа основных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ; организация и способы осуществления контроля усвоения учащимися материала вводного инструктирования. В методических рекомендациях по руководству мастером самостоятельной работой учащихся выделяются типичные тренировочные упражнения по отработке приемов изучаемой операции, даются рекомендации о порядке и организации их выполнения, о специфических вопросах методики руководства самостоятельной работой учащихся, специально рассматриваются вопросы содержания, организации и методики проведения упражнений учащихся с применением тренажеров, особенности текущего, межоперационного и итогового контроля учебно-производственной деятельности учащихся, в частности с применением тестов (см. Упражнения в процессе производственного обучения; Тренировочные упражнения; Текущий инструктаж).
В методические разработки по изучению сложных тем включаются образцы примерных планов уроков, проводимых нетрадиционно: бинарных уроков, проблемных уроков, уроков-соревнований, уроков-конкурсов, уроков с элементами лабораторных исследований, уроков изобретательства и рационализации.В методических разработках частных методик по проведению производственного обучения на предприятиях, отражаются рекомендуемые формы производственного обучения учащихся, дается характеристика типичных рабочих мест, а также типичных объектов производственных работ, приводятся примерные графики перемещения учащихся по цехам, участкам, рабочим местам, видам работ.
Основу такой частной методики составляет раскрытие рациональной организации и методики руководства производственным обучением учащихся: в составе ученической бригады на учебно-производственном участке; в составе ученической бригады на производственном участке предприятия; в составе бригады квалифицированных рабочих предприятия; при индивидуальном прикреплении учащихся к квалифицированным рабочим предприятия (см. Производственное обучение учебных бригад на учебных участках; Производственное обучение учебных бригад в составе бригад квалифицированных рабочих; Индивидуальное производственное обучение).
В разделе Ч.м.п.о. по проведению производственной практики учащихся приводится примерная программа (или образец) производственной практики, ориентированная на конкретное предприятие (по выбору автора Ч.м.п.о.), а также необходимые рекомендации по организации и методике руководства производственной практикой, включая рекомендации по обучению передовым приемам и способам труда (см. Программа производственной практики; Производственная практика; Обучение учащихся передовым приемам и способам труда).
Лит.: Иваненко В.П. Формирование профессионального мастерства учащихся при обучении в учебных мастерских. – М., 1980; Скакун В.А. Методика производственного обучения.
– М., 1992.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.