ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
одноклассные двухлетние и двухклассные четырехлетние школы в России до1917 г. На рубеже XIX—X вв. они составляли 46,5% всех начальных школ России главным образом в сельской местности. 13 июня 1884 г. были утверждены "Правила о церковно-приходских школах", целью которых было утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности, а также получать первоначальные полезные знания. В школах преподавали: Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, начальные сведения по арифметике, а также в двухклассных школах сведения по историй Церкви и Отечества. V I I I

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным. Созданные по Уставу 1804 приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных МНП, однако преподавали в них гл.о. священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 по распоряжению имп. Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 было св. 4,7 тыс. таких школ). К 1861 духовенством было основано св. 18 тыс. начальных училищ, за которыми закрепилось название "церковно-приходских школ" (употреблялись также названия: "священнические школы", "церковные школы", "школы для поселянских детей"). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 60-70-х гг. 19 в. сыграл С.А. Рачинский. Распространение Ц.-п.ш. вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны мн. земств (см.Земства и просвещение). МНП в 70-е гг. фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Мн. церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 70-80-х гг. 19 в. в период общественных потрясений. В 1884 утверждены Правила о Ц.-п.ш., выводившие их из подчинения МНП. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные "школы грамоты", а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале 20 в. курс был увеличен до 3 и 6 лет). В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно- славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник. Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись мн. недостатки: учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятие сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счет общественных средств, в то время как казенных ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских. В связи с началом русско-японской войны 1904-05 государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 церковная школа была ликвидирована Постановлением СНК от 24 декабря 1917 "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению". С конца 80-х гг. началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994) предписал "расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне". Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу. См. также Начальное образование, Земства и просвещение, Приходские школы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
1.59 мб

Основы современной церковно-приходской школы

С. А. Соллертинский
Читать PDF
269.41 кб

Земские и церковно-приходские школы в конце XIX-начале XX вв

Пазгалова Екатерина Сергеевна
В статье осуществляется сравнительный анализ учебной работы в церковноприходских и земских школах на основании сопоставления преподаваемых в них предметов, целей обучения, учебных планов, сроков начала и окончания обучения, продол
Читать PDF
188.15 кб

Церковно-приходские школы в Псковской губернии в начале XX В.

Попова Ольга Васильевна
Читать PDF
285.38 кб

Развитие церковно-приходской школы в России во второй половине XIX века

Белых Наталья Михайловна
В статье рассматривается возникновение и развитие церковной школы в России во второй половине XIX века.
Читать PDF
82.52 кб

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития

Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период.
Читать PDF
121.65 кб

Церковно-приходские школы второй половины XIX начала XX вв. : историографический обзор

Кочеткова Е. И.
Дан историографический анализ исследований второй половины XX начала XXI вв. по теме «Церковно-приходские школы 1861-1904 гг.».
Читать PDF
189.28 кб

Реализация педагогической концепции К. П. Победоносцева в практике церковно-приходской школы

Краснова Н. П.
В статье изложены основные положения К.П. Победоносцева о народной школе. Его педагогические идеи в настоящее время позволяют говорить о предложенной им цельной педагогической концепции. Истинная народная школа, по мнению К.П.
Читать PDF
102.33 кб

Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — начале XX в

Гончаров Михаил Анатольевич, Плохова Маргарита Григорьевна
В статье раскрываются место и роль церковно-приходских школ в деле подготовки педагогических кадров в России в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
90.53 кб

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение)

Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в XIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период.
Читать PDF
3.28 мб

Церковно-приходские школы дореволюционной России в системе воспитания крестьянской молодежи (на прим

Клевцова Оксана Владимировна
Проблема развития религиозного образования и воспитания является актуальной проблемой в современной педагогике. В дореволюционной России духовное развитие народа было поручено церкви.