ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА
Ц И Т), создан в Москве в 1920 по инициативе ВЦСПС, в 1921 декретом СТО признан центр учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов науч. организации труда и подготовки рабочей силы В 1931 передан в ведение ВСНХ СССР. Организатор и директор ЦИТа -А К Гастев ВЦИТе работали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты (H M Бахрах, H А Бернштейн, M P Журавлев, К X Кекчеев, H Д Левитов и др.). ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифициров рабочих на эксперим. основе Исследования велись в лабораториях и «трудовой клинике» ЦИТа, на «оргастанции», в уч. -установочных цехах на предприятиях, практич. подготовку кадров вело АО «Установка» (с 1928), имевшее з-ды уч и эксперим. оборудования На основе доктрины «трудовых установок» Гастева ЦИТом разработаны ориг. технология проф. обучения, «система (метод). ЦИТа», ориентированная на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифициров рабочих Готовились также инструкторы, администраторы и др. Элементы методики ЦИТа использовались при создании программ для школ ФЗУ и проф. школ В 1923—32 ЦИТом создано 1700 уч пунктов (баз, цехов), обучено ев 20 тыс. инструкторов и организаторов произ-ва, подготовлено ев 500 тыс. рабочих по 200 специальностям ЦИТ вел работу на 400 предприятиях и стройках Одной из форм демонстрации методов обучения и труда стали «трудовые чемпионаты» - прообраз проф. рабочих конкурсов Концепция ЦИТа не вписывалась в официальную сов пед. теорию кон 20-х - нач 30-х гг и подвергалась не всегда оправданной критике (С E Гайсинович, H К Крупская, А В Луначарский, В H Шульгин и др.). Оригинальность системы ЦИТа была признана за рубежом
С 1931 в условиях форсирования индустриализации на ЦИТ была возложена задача инж и пед. проектирования рабочего персонала и организации труда на предприятиях - новостройках, реконструируемых з-дах
ЦИТ впервые разработал методологию подготовки квалифициров рабочих на основе единства инж и психол -пед. подходов В то же время в его системе были заметны влияние своеобразной тех-нократич культурологии 20-х гг, недооценка теоретич и внепроизводств форм проф. -тех подготовки Ин-т издавал труды, метод материалы, журн «Установка рабочей силы» (1926—31). и «Организация труда» (1921—33). В кон 1940 ЦИТ передан в систему авиационной пром-сти

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (ЦИТ)
научно-исследовательское учреждение по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочих. Осн. в 1920 (организатор и директор ЦИТа А.К. Гастев), с 1931 в ведении ВСНХ СССР. В институте сотрудничали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и "трудовая клиника" ЦИТа, опытные станции ("оргастанции"), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО (трест) "Установка", имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования. ЦИТ разработал на основе доктрины "трудовых установок" Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - "систему (метод) ЦИТа", ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол. В 1923-32 ЦИТом создано 1700 учебных пунктов (баз, цехов), обучено св. 20 тыс. инструкторов, организаторов производства, св. 500 тыс. рабочих по 200 специальностям. ЦИТ вел практическую работу на 400 предприятиях и стройках, проводил "трудовые чемпионаты" - прообраз профессиональных конкурсов. Однако концепция ЦИТа не вписывалась в официальную педагогическую систему 20-х гг. и подвергалась критике (С.Е. Гайсинович, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Н. Шульгин и др.). К недостаткам технологии профессионального обучения ЦИТа можно отнести технократические идеи "машинизации воспитания", недооценку школьных форм обучения. Система ЦИТа признана за рубежом. С 1931 на ЦИТ была возложена задача проектирования рабочего состава и организации труда на вновь построенных и реконструируемых предприятиях. Была разработана технология "фабрикации" рабочих типов в соответствии с их "профилями" (квалификационными характеристиками), а также методика производственного инструктажа рабочих непосредственно на рабочем месте. Впервые методология подготовки квалифицированных рабочих основывалась на единстве инженерного и психолого-педагогического подходов. В то же время система ЦИТа была продуктом технократической культурологии начала 20-х гг. ЦИТ издавал труды, методические материалы, журналы "Установка рабочей силы (методом ЦИТ)" (1926-31) и "Организация труда" (1921-33). В конце 1940 ЦИТ передан авиационной промышленности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА
(ЦИТ) – научно-исследовательское учреждение, создан в 1920 г. по инициативе ВЦСПС. В 1921 г. декретом Совета труда и обороны (СТО) признан центральным учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочей силы. В 1931 г. передан в ведение ВСНХ СССР. Организатор и директор ЦИТа А.К. Гастев. В ЦИТе работали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты (Н.М. Бахрах, Н.А. Бернштейн, М.Р. Журавлев, К.Х. Кекчеев, Н.Д. Левитов и др.). ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цеха на предприятиях. Практическую подготовку кадров вело Акционерное общество (трест) «Установка», имевшее также экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования. ЦИТом была разработана на основе доктрины «трудовых установок» А.К. Гастева оригинальная технология профессионального обучения – «система (метод) ЦИТа», ориентированная на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. По ней готовились также инструктора производственного обучения и производства, промышленные администраторы, военные кадры и др. Ее элементы использовались при создании программ для школ ФЗУ и профшкол. С 1923 по 1932 г. ЦИТом создано 1700 учебных пунктов (баз, цехов), обучено свыше 20 тыс. инструкторов разного типа, организаторов производства, подготовлено свыше 500 тыс. рабочих по 200 специальностям. ЦИТ вел практическую работу на 400 предприятиях и стройках. Одной из форм демонстрации новых методов обучения и труда стали «трудовые чемпионаты», прообраз профессиональных конкурсов. Несмотря на практические успехи теоретическая концепция ЦИТа не вписывалась в официальную педагогическую систему 20-х гг. и подвергалась не всегда оправданной критике (С.Е. Гайсинович, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Н. Шульгин и др.). В то же время для технологии профобучения ЦИТа несомненно характерны технократические идеи «машинизации воспитания», ошибочная недооценка школьных форм профессионально-технической подготовки молодежи.
Оригинальность системы ЦИТа была признана за рубежом.
С 1931 г. в условиях форсированной индустриализации на ЦИТ была возложена социально-инженерная и педагогическая задача проектирования рабочего состава и организации труда на предприятиях-новостройках, на реконструируемых заводах, непосредственно на производстве. На основе анализа будущего производства была разработана технология «фабрикации» рабочих типов в соответствии с их «профилями» (квалификационными характеристиками), а также методика производственного инструктажа рабочих непосредственно на рабочем месте. ЦИТ издавал свои труды, методические материалы, журналы «Установка рабочей силы (методом ЦИТ)» (1926–1931) и «Организация труда» (1921–1933).
ЦИТ сыграл важную роль в становлении профессиональной педагогики, впервые обосновал методологию подготовки квалифицированных рабочих на основе единства инженерного и психолого-педагогического подходов. В то же время его система была продуктом техно- кратической культурологии начала 20-х гг. В конце 1940 г. ЦИТ передан авиационной промышленности, где его методы успешно использовались в годы Отечественной войны.
Лит.: Гастев А.К. Трудовые установки. – М., 1924; Журавлев М.Р. Производственный инструктаж. – М., 1934; Петров Е.А. Метод обучения ЦИТа. – М.; Л., 1932; Михайлов А. Система ЦИТа. – М., 1932; Методы ЦИТ и их применение (1920–1940). – М., 1940; ЦИТ и его методы НОТ. – М., 1970; Осовский Е.Г. Роль ЦИТа в становлении профессиональной педагогики в СССР (1920–1940) // Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы. – М., 1981; Осовский Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х гг. // Педагогика. 1992. № 3–4; Осовский Е.Г. Проблемы социализации личности в педагогической системе ЦИТа // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. – М., 1993.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.