Ценностные ориентации

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ценностные ориентации
содержание направленности личности, ее значимых интересов, преобладающих мотивов деятельности, оценок, приоритетов.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Ценностные ориентации
положительные или отрицательные значимости для личности военнослужащего предметов или явлений социальной действительности.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Ценностные ориентации
моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
компонент направленности личности, разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Ценностные ориентации
1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Ценностные ориентации
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Существует взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
(value orientations) – субъективное, индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 247).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Ценностные ориентации
1) относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Ценностные ориентации
настроенность личности на определенные жизненные ценности: общественные или индивидуальные, материальные или духовные, классовые или гуманистические, национальные и общечеловеческие. Важнейший компонент образования, свидетельствует о культурном уровне человека. Ценностно-ориентационная структура индивидуальности учащихся должна стать на уроках литературы предметом особого внимания. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Ценностные ориентации
направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом [73, с. 51].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ
разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. О.ц. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. О.ц. – компонент направленности личности. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии О.ц.: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость О.ц. – показатель устойчивости личности.

Источник: Акмеологический словарь

Ценностные ориентации
совокупность знаний и убеждений, определяющих направленность личности, ее мировоззрение, систему ценностей и нравственных норм; внутренняя основа отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка (идеологические, политические, моральные, эстетические, и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней). Ценностные ориентации определяют поступки индивида, его жизненные планы, социальную активность, реализацию им своего потенциала, потребности, выбор целей проявления своей активности, определяющих выбор и планирование конкретной деятельности.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Ценностные ориентации
это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры определяют направленность личности, ее интересы, мотивы поступков, оценки, приоритеты. Складываются они на основе нравственного идеала, носят индивидуальный характер имеют эмоциональную окраску. Сущность воспитания и обучения состоит в передаче тех или иных ценностей. Ценности пропитывают всю образовательную и воспитательную деятельность родителя, воспитателя и учителя. Ценностные ориентации человека носят культурологический характер. Та, ценности индивидуальной свободы и материального достатка, сформировавшиеся на Западе, в густых лесах Северо-запада и в первых городах Древней Руси не могли сформироваться. Здесь привился иной культ, основанный на ценностях взаимной зависимости, равенства и справедливости.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих символов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения. Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтения разным ценностям (героизму на поле брани, аскетизму, коллективизму и т. д. (Бакиров В. С. Идеологические дилеммы современной Украины: в поисках новых смыслов // ММетодологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства: Зб. наук. праць. – Х.: Вид. центр ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2005. – С. 3–8; Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков, 1991; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Шитов И. П. Природа художественной ценности. – К., 1982). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
одна из воззренческих форм направленности личности. Ценностная ориентация определяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в его поведении, деятельности. Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Система ценностных ориентаций личности образует своего рода ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором мотивации действий и деятельности. Ценностные ориентации соотносятся с ценностями как часть и целое. Но отличие их в том, что человек может рассматривать тот или иной предмет, явление как ценность, но не использовать, не реализовать их в действительности. Так, например, здоровье, безусловно, является важнейшей ценностью для любого человека – ведь вряд ли найдется кто-то, кто хочет болеть. Но человек, к примеру, курит, что вредит его здоровью. Ценностные ориентации являются факторами, непосредственно вызывающими побуждение человека к действию. У каждого человека существует своя собственная система ценностей и ценностных ориентаций (уникальность личности). Зрелая личность отличается широтой ценностных ориентаций и четко выстроенной иерархией ценностей. Компонентом ценностных ориентаций выступает жизненная позиция личности. Производным от ценностных ориентаций выступает также такое личностное порождение как уровень притязаний. Литература: [36, 65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
элементы структуры личности, характеризующие направленность ее деятельности. В форме ценностных ориентаций как результата усвоения ценностей общества в процессе социализации фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Выделение ценностных ориентаций индивидуального сознания в качестве самостоятельного предмета исследования, наряду с ценностной системой общества, обусловлено относительной самостоятельностью изменения их содержания и особенностями воздействия на человека. Ценностные ориентации представляют собой устойчивые, инвариантные образования сознания, смысловые компоненты мировоззрения. Содержание ценностных ориентаций подвижно, в них отражаются изменяющиеся условия, улавливаются и закрепляются исторические тенденции. Изменения в ценностной структуре сознания – это изменения в мировоззрении, смысловой картине мира в целом и смысловой характеристике отдельных ее элементов. Динамика развития содержания ценностных ориентаций обусловливает изменения в их субординации, а соответственно и их функции в социальной регуляции. Ценностное отношение к действительности является сложным, многоуровневым отношением. Система ценностных ориентаций выступает наиболее высоким уровнем саморегуляции. Сложившаяся система, совокупность ценностных ориентаций, внутренне организуя содержание сознания, обеспечивают относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения. Ценностные ориентации могут в силу каких-либо условий оставаться нереализованными.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ
термин социологии, социальной психологии, социолингвистики. В социологии обозначает мотивы, потребности, интересы и другие детерминанты деятельности личности (социологический словарь), в социолингвистике понимается как руководство определенными критериями выбора тех или иных коммуникативных средств, ориентация на определенные социокультурные ценности и нормы, обслусловли-вающие использование как языков в целом, так и отдельных языковых средств. Иными словами, социолингвистика исследует О. ц. в сфере употребления языка (языков) в ситуации би- и мультилингвизма, а также в выборе вариантов одного языка. О. ц. выражаются в субъективных суждениях личности, коллектива или населения в целом о том или ином языке и его элементах, в квалификации их как престижных, нормативных либо в отношении к ним как необязательным, непрестижным, ненормативным и т. п. О. ц. могут формировать положительное или предвзятое отношение к языку (языкам) и некоторым языковым средствам в многоязычном социуме, ориентируют личность или коллектив на доминирующий во всех сферах жизнедеятельности общества язык. Они влияют не только на восприятие языка, но и на речевое поведение личности, а тем самым и на языковую ситуацию в целом. В силу этого О. ц. относятся к субъективным аспектам, формирующим, поддерживающим и регламентирующим тот или иной тип речевого поведения. Лит.: Гак В.Г. К типологии форм языковой политики // Вопросы языкознания. — 1989. — № 5. — С. 104—105; Социологический словарь. — Минск, 1991; Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. — М., 1976. Н.П. Шумарова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Ценностные ориентации
мотивационные типы): - Власть. Главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы. - Достижение. Стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением. - Гедонизм. В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений. - Стимулирование (полнота жизненных переживаний). Главная цель – наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности. - Саморегуляция (самонаправленность). Данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес. - Универсализм. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы - Благосклонность (забота). Главная цель – взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. - Традиции. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социо-культурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы; - Конформность. Главная цель – ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий - Безопасность как стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.

Источник: Педагогический глоссарий

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.52 кб

Ценностные ориентации

Сурина Ирина Анатольевна
Читать PDF
424.34 кб

Осевые ценностные ориентации

Вальцев Сергей Витальевич
в статье рассматриваются основные ценностные ориентации. Существует два осевых типа ценностных ориентаций: духовность и материальность. Существует две осевые формы ценностных ориентаций: коллективизм и индивидуализм.
Читать PDF
120.56 кб

Ценностные ориентации кадетов

Дмитриева Наталья Алексеевна
В статье изложены результаты исследования ценностных ориентаций кадетов из семей военных и невоенных. Наиболее высокий рейтинг в обеих группах имеют ценности «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей».
Читать PDF
3.18 мб

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Власов Е.В., Осипов Ф.М.
Ориентация человека в современном, быстро развивающемся мире несет огромное значение. Выбор круга общения, образования, профессии, создание семьи это одни из самых важных решений которые принимает человек.
Читать PDF
375.09 кб

Ценностные ориентации студентов

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.
Читать PDF
392.20 кб

Ценностные ориентации подростков

Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич
В работе рассмотрены особенности ценностных ориентаций школьников 12 13 лет.
Читать PDF
164.31 кб

Развитие как ценностная ориентация

Гречко Петр Кондратьевич
Предпринята попытка ответить на вопрос о конечной цели или предназначении развития.
Читать PDF
78.15 кб

Ценностные ориентации молодых семей

Сафонов А. Н., Ломакина И. С.
Выявлены ценностные приоритеты молодых семей.
Читать PDF
183.81 кб

Ценностные ориентации на образование

Четырова Л. Б.
В статье автор обращается к образовательной политике в отношении нерусских народов, рассматривает их ценностные ориентации на образование.
Читать PDF
86.32 кб

Патриотические ценностные ориентации

Луков Валерий Андреевич, Курганская Марина Яковлевна
В статье анализируются патриотические ценностные ориентации.
Читать PDF
200.38 кб

Ценностные ориентации в семейной жизни

Крапивка Ирина Анатольевна
Статья раскрывает основные подходы к определению ценностных ориентаций человека, складывающихся в процессе семейного взаимодействия, раскрываются механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, и
Читать PDF
358.88 кб

Ценностно-смысловые ориентации личности

Коковина Любовь Николаевна
В статье, исходя из аксиологических подходов гуманитарных наук, раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации личности», выявляется личностно-развивающий потенциал ценностно-смысловых ориентаций.
Читать PDF
274.76 кб

Ценностные ориентации будущих менеджеров

Шкиндер Ольга Леонидовна
В статье представлены результаты исследования нравственных и профессиональных ценностей студентов очного и заочного отделений факультета менеджмента Уральского государственного педагогического университета, которые могут быть поло
Читать PDF
296.41 кб

Ценностные ориентации приемных родителей

Япарова Ольга Георгиевна
Статья посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот.
Читать PDF
166.53 кб

Ценностные ориентации: понятие и феномен

Нагоева Лариса Хасамбиевна
Статья посвящена одной из важнейших проблем социологии и психологии. Дается анализ понятий «ценностей» и «ценностных ориентации», а также источников их формирования. Определяются основные параметры ценностных ориентаций.

Похожие термины:

  • ЛИЧНОСТИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

    разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального по