ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание у нее нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Возникло в США в 60-70-е гг. в связи с распространением явлений контркультуры среди молодежи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры. Осн. цель Ц.в. - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, осн. на гуманистических идеалах. В качестве методологии Ц.в. рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А.Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др. Теория Ц.в. объединила ряд самостоятельных концепций: "ценностное внушение", "разъяснение ценностей", "ценностный анализ", "ценностная рефлексия", "ценностное действие" и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: "Помочь людям жить в соответствии с ценностями" (Кл. Бек).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
направление в пед. теории и практике США, Канады и стран Зап Европы Идея разработки Ц в впервые возникла в США с распространением в 60—70-х гг «контркультуры» среди групп молодежи и интеллигенции, выступивших против ценностей «массового общества» и «массовой культуры» Сторонники Ц в подчеркивали, что его осн.цель - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоят.выбору нравств. ценностей, создание у нее нравств. критериев, основанных на гуманистич идеалах
В качестве методологич. основ теории Ц в рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи, диалектич теология II Тиллиха, призывающего к поиску нравств. ценностей и идеалов в христ. религии, новый экзистенциализм M Бубера, провозгласившего диалог идеальной формой человеческих взаимоотношений, гуманистическая психология (К Роджерса и А Г Маслоу), операционная концепция интеллекта Ж Пиаже, когнитивная концепция морального развития Л Коль-берга (США), эпигенетич модель личности Э X Эриксона и др.
Теория Ц в объединила ряд самостоят.концепций «ценностное внушение» (Д Сьюперк), «разъяснение ценностей» (Л Ратс, M Хармин, С Саймон), «ценностный анализ» (Дж Френкель), «внедрение ценностей» (Ч Кникер), «ценностная рефлексия» (Кл Бек). и «ценностное действие» (Д Оливер, Фр Ньюмен). Хотя природа ценностей и процесс их интериоризации в отд концепциях трактуются различно, для их авторов характерна общая воспитат. цель «Помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Бек).
Все концепции можно разделить на группы по методам передачи ценностей имитация и метод примера, убеждение, разъяснение ценностей, тренировка в деятельности Первый метод строится на приучении детей подражать поведению взрослых и на неукоснительном выполнении их требования («ценностное внушение» и «внедрение ценностей»). По утверждению Кникера, «уже сам факт, что взрослый ведет себя именно так, должен восприниматься как оправдание данного вида поведения» (С h K n i k e r, You and values education, 1977). Метод убеждения («ценностный анализ»). направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся с целью их непосредств участия в процессе интериоризации ценностей Дж Френкель предлагал ориентироваться не на ограниченный набор конкретных ценностей, а на целостную программу, включающую вопросы мирного сосуществования гос-в, развития демократии, разумного использования природных ресурсов и т.д. (разработана в 1957 Нац. советом США по социальным наукам). Методы разъяснения предоставляли учащимся свободу в выборе ценностей и обучение их т.н. ценностному процессу, состоящему, по мнению теоретиков Ц в, из трех осн.этапов выбор, оценивание и действие (Л Ратс). Роль учителя при этом сводилась к созданию в классе атмосферы раскованности и спокойствия, побуждающих учеников к откровенным размышлениям Тренировка в деятельности («ценностное действие»). стимулировала активность учащихся в нравств. поступках в конкретных жизненных ситуациях Ньюмен полагал, что учащихся необходимо обучать рациональным приемам принятия решений, позволяющим реализовать конкретные ценности «равенства, свободы выбора и рационализма» (М Силвер).
Ц в получило в США поддержку, в т. ч и финансовую Проблемами Ц в. занимаются Калифорнийский науч. центр, Амер ин-т воспитания характера (шт Техас), Нац. центр гуманистич воспитания (Нью-Йорк), частная пед. орг-ция «Поиски новых школ» и др.
В Европе Ц в стало объектом иссле-доват проекта, выдвинутого Консорциумом ин-тов в области образования в Европе (осн. в 1991). при поддержке ЮНЕСКО Опубликовано исследование «Ценностное воспитание в Европе» (1994). Вопросы Ц в освещают пед, психол и социологич. журналы «Journal of Moral Education», «Moral Education Forum», «American Psychologist», «American Sociological Review», «Contemporary Education», «Phi Delta Kappan», «Harvard Educational Review», «Values Education Newsletter»
Лит Цырлина Т В, Ценностное воспитание в педагогике США Критич анализ, СП, 1987, №1, Harmin M, Simon S, Values Clanfication, № У, 1972, H a w l e » R, H a w l e у I, Human values m the classro-om, № V, 1975, S 11 v e r M, Values education, Wash, 1976, Values and moral development, ed by Th С Hennessy, № V, 1976, Education for values, ed by D С McClelland, № V, 1982, B e с k С Better schools, a values perspective on education № V, 1989, Values Education m Europe Ed M Taylor, CIDREE, NFER Slough, 1994, v 7—8 T В Цырлина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.97 кб

Ценностные парадигмы воспитания

Апресян Р. Г.
Читать PDF
14.80 мб

Ценностные основы воинского воспитания

А.Р. Заец
Читать PDF
143.23 кб

Ценностный аспект правового воспитания студентов

Киреев М. Н., Галиченко А. Ю., Киреева Н. В.
В настоящей статье раскрывается ценностный аспект феномена правовой культуры и содержание аксиологического подхода к формированию ценностного отношения будущих специалистов социально-культурной сферы деятельности к правовой культу
Читать PDF
166.33 кб

Ценностно-смысловая специфика процесса воспитания

Новикова В. И., Першонкова Е. А.
Автор констатирует, что каждая личность уникальна, неповторимы ее путь и смысл жизни, подчеркивает, что смыслы и ценности есть средства интеграции личности, условия эффективного развития.
Читать PDF
1,014.43 кб

Эмоционально-ценностный подход к методам воспитания

Яновская Мая Григорьевна
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы методов воспитания с позиций эмоциональноценностного и деятельностного подходов к воспитательному процессу.
Читать PDF
30.40 мб

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Андриенко Оксана Александровна
Проблема воспитания студенческой молодежи интересовала ученых всегда.
Читать PDF
831.48 кб

Ценностные приоритеты семейного воспитания в России

Потаповская Ольга Михайловна
В статье выделены и описаны аксиологические основы семейного воспитания.
Читать PDF
245.43 кб

Ценностное воспитание личности в поликультурной среде

Николаева Лариса Васильевна, Слепцова Галина Николаевна
в статье говорится о сложностях социокультурной ситуации в современном обществе и необходимости воспитания у подрастающего поколения ценностных установок толерантности.
Читать PDF
89.90 кб

Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи

Ситаров Вячеслав Алексеевич
Текст выступления автора на пленарном заседании XIV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания», который прошел 14 декабря 2017 г. в Московском гуманитарном университете.
Читать PDF
1.20 мб

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Тимошина Елена Игоревна, Арсенова Марина Алексеевна, Першина Татьяна Валентиновна
Предметом исследования в рамках данной статьи явилась проблема воспитания трудолюбия у дошкольников в контексте аксиологического подхода, кото-рая рассматривалась в трех аспектах: опре-деление роли ценностей переживания, пре-образ
Читать PDF
487.49 кб

Ценностные основания нравственного воспитания дошкольников

Алиева Шахла Гасым Кызы
В статье представлены ценностные основания проблемы нравственного воспитания дошкольников, включающие трактовки понятия «ценность».
Читать PDF
169.30 кб

Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания

Кусмарцев М. Б.
В статье рассматриваются проблемы разработки ценностно–смысловой основы патриотического воспитания.
Читать PDF
387.67 кб

Ценностные приоритеты гражданско-патриотического воспитания

Ботвинкин Г.В.
Читать PDF
732.25 кб

Модель воспитания ценностного отношения подростков к здоровью

Малолетко Эльвира Анатольевна
В представленной модели выделены две взаимно дополняющие части: оздоровительная и образовательная. Они входят во все компоненты системы.
Читать PDF
1.35 мб

Ценностные особенности курса «Этика образования и воспитания»

Мартьянова Елена Георгиевна, Солопов Олег Викторович, Чеснова Елена Николаевна
Статья посвящена анализу ценностных оснований дисциплины «Этика образования и воспитания», разработанной на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Произведен анализ существующих в научной среде мнений относительно роли этики в образовании.