Ценность
личностный смысл определенных явлений действительности для военнослужащего.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Ценность
идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ЦЕННОСТЬ
любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса) [18, c. 163].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ЦЕННОСТЬ
понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Ценность
личностно и социально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального и совокупного опыта. Высшая ценность человечества — человек.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Ценности
абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Ценности
(Values) наиболее значимые для ОУ факторы успеха его деятельности. В качестве ценностей могут выступать: персонал ОУ, материальное обеспечение образовательного процесса и др.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
Ценности
являются абстрактными представлениями о потребности человека, группы, общества, возникающими в ходе выработки отношения к звену содержания абстрактного представления о «мире» (универсуме).
Источник: Методологический словарь для стратегов
Ценность
повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает человека и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Ценности
общечеловеческиеэталоны должного, общественного идеала, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ЦЕННОСТЬ
свойство предмета или явления, присущее ему не от природы (внутренней структуры объекта), а в силу его вовлеченности в сферу общественного бытия: в силу его статуса «носителя определенных социальных отношений».
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
ЦЕННОСТИ
(Values) – наиболее значимые для образовательного учреждения факторы успеха его деятельности. В качестве ценностей могут выступать: персонал образовательного учреждения, материальное обеспечение образовательного процесса и др.
Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
ЦЕННОСТИ
абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного. Применительно к педагогике качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЦЕННОСТИ
то, что люди признают самым главным, стоящим над всем остальным, что они уважают и к чему они стремятся, то, что они считают значимым для успешной жизни, то, что определяет их представления о нормах поведения и критериях успешности жизнедеятельности.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
Ценности
специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, истина, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни или природы.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ЦЕННОСТЬ
один из трех атрибутов предмета. Обнаруживается через выявление совокупности значимостей. Нравственная ценность, равно как и безнравственность, обусловлены, следовательно, наличием ценности блага в предмете, в вещи, то есть имеют в ней свою основу. Литература: [13].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Ценности
предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также цели и побуждения в качестве нормы, цели, идеала: свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, добродетель; идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения [73, с. 50].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Ценности
порождаемые культурой явления (предметы материальной и духовной жизни, имеющие универсальное значение для критериальной оценки действительности и ориентации человека в мире. Ценность - это то, что чувства и опыт людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Ценность
положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Ценность
это значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например, те, которые были предложены в свое время В.А. Караковским: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания).
Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями. См. также:
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: «Новая школа», 1993.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
ЦЕННОСТЬ
1) объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (группы, слоя, этноса); 2) духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения.
Ценностные ориентации — предпочтение (или отвержение) определенных позиций и построенных на их основе способов поведения, формирующихся на базе соотнесения субъективного опыта с бытующими в данном социуме моральными и культурными образцами.
Ценностно-ориентировочная деятельность — содействие (помощь, поддержка) взрослых в процессе рационального осмысления ребенком общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознание его личной причастности во всех его проявлениях.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Ценность
положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей. Различают материальные и духовные Ц.; Ц. общечеловеческие, отечественные. Выделяют Ц. семейные, профессиональные, корпоративные. Служат основанием и целью в функционировании воспитательных систем. Конкретный перечень ведущих духовных ценностей определяется по-разному, чаще всего в их число включают самого человека, его жизнь, здоровье, благо, Родину, любовь, семью, труд, творчество, мир, счастье, веру. Ведущие ценности не иерархизированы (А. Маслоу).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Ценность
субъективно переживаемая и личностно осознаваемая значимость каких-то явлений, фактов, объектов и пр. материальной и духовной сфер, являющаяся ориентиром в жизни человека. Ценность в отличие от нормы всегда субъективна, несмотря на их смысловое сходство. Ценность - смысловой конструкт личностного сознания, который определяет духовный ориентир человека и является внутренним императивом для поведения и поступков. Норма - внешний императив общества к человеку, который не может быть им выполнен, только исходя из его долженствования. Ценность, как субъективное образование, является регулятором нормативного поведения человека в обществе. (Власова Т.Н.). Ценности общечеловеческие (справедливость, добро, честь, польза, знания и т.д.) - общезначимое нравственное предписание, которое задается объективно, т.е. исходит не от человека, а от Бога; приобретают значение личностных ценностей после того, как получают оценку, осмысливаются и переосмысливаются конкретным человеком.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ЦЕННОСТИ
явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности). А также социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы и т. д. Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чеголибо, ценности самой по себе. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества можно говорить о ценности атмосферы для жизни людей, о недопустимости ее загрязнения. Ценности подразделяются на природные: необходимые естественные условия существования человека (солнечное тепло, воздух, влага и т. п.); жизненные (здоровье, любовь к близким людям и т. д.); экономические: предметы труда, орудия производства, материальные блага; социальные, включающие как материальные, так и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость и т. п.); этические (добро, честность, верность долгу и др.); эстетические (красота); научные (истина). Ценности соотносятся с мировоззрением как часть и целое. Компонентами ценностей человека (и, соответственно, его мировоззрения) являются идеалы и ценностные ориентации. Ценности – одна из воззренческих форм направленности личности. Литература: [36, 65].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ЦЕННОСТЬ
значимость (полезность, необходимость, желательность и т.д.) для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, других людей. Субъективная репрезентация в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентаций личности.
Специфичность осознания объектов, явлений действительности как Ц. предполагает и наличие особых личностных механизмов их освоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид сознательной активности личности, как оценочная, направленная не только на восприятие и освоение объективной качественной характеристики предмета, явлений, но и на оценку их свойств с точки зрения необходимости, полезности, приятности и т. п. В результате происходит осознание личностью Ц. объекта, явления окружающего мира и тем самым формируется особый вид отношения к нему – ценностное отношение.
Ц. определенным образом иерархизированы в сознании личности, связаны друг с другом семантическим образом (Ц. работы иногда связана со снижением Ц. своего здоровья), т.е. достигается определенной «ценой». Существует множество классификаций Ц., однако главным для акмеологии является регулирующая роль Ц. – готовность личности отстаивать свои Ц., жить и трудиться в соответствии с ними. Ценностный уровень сознания (даже при наличии Ц. негативного характера) является высшим, принципиальным уровнем его развития и, соответственно – развития личности.
Источник: Акмеологический словарь
Ценности
1) важность, значимость чего-л.; 2) явление, свойство, качество, предмет, имеющие важное значение в каком-л. отношении; 3) заключенные в объектах и явлениях общественной жизни и природы их значения для человека, выступающие благодаря этому как эталон должного; 4) принятое в философии, этике, эстетике, социологии, психологии, педагогике понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества и человека. Ц. – продукт деятельности социальных групп, общностей человеческого сообщества в целом, которые по отношению к Ц. выступают в качестве совокупного исторического субъекта. Это обстоятельство, однако, вряд ли дает право говорить об общественных ценностях, тем более о представленности их в каком-либо одном документе человеческой культуры (например, в библейских текстах). Важнее и правильнее говорить не о принадлежности одних и тех же ценностей всем и каждому, а о биполярности ценностей в зависимости от положительного или отрицательного их значения (добро и зло, прекрасное и безобразное). В этом плане (Ю.А. Гагин) особое значение для педагогической акмеологии имеет выделение класса тех материальных, культурных и нравственных ценностей, на которых основан позитивный ход жизни, перспектива человека и человечества. Среди этих Ц.: материальные условия жизни, соответствующие необходимой достаточности для выживания всех и каждого; здоровье человека и здоровье нации; семья; творчество как способ осуществимости индивидуальности каждого человека; вера как духовная опора человека и др. Эти Ц. могут стать условием сплочения различных народов в XXI веке для решения задач сохранения и продолжения жизни человека на Земле как ценности номер один, находящейся под угрозой возможности Глобальной катастрофы человечества.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ЦЕННОСТИ
социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является Ц., то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является Ц., то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.Без Ц. не может обходиться ни одно общество. Отдельные индивиды могут выбирать – разделять эти или другие Ц. Одни приверженцы Ц. коллективизма, а другие Ц. индивидуализма. Для одних высшей Ц. могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие Ц. ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных Ц. в качестве нормы поведения.
Итак, Ц. принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации – индивиду. Ц. представляют собой разделяемые человеком совместно с другими убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться.
Для человека как социального существа все, что попадает в поле его зрения, чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением. Значение
– это смысл, который имеют понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль. Когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу, или континуум значений, и придаем ей минимальную или нулевую возможность. Таким образом, значение представляет собой континуум от 0 до 1, на котором располагаются элементы социальной среды.
Ц. располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Какие только определения не давали ученые понятию «ценность» и какие только типологии Ц. они не строили: Ц. – нормы, Ц. – мотивы, Ц. – цели, Ц. – ожидания и т.д. А суть дела проста. Ц. – это то, чего нет у человека, в чем он нуждается. То, что в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе и для экономики они – основные Ц. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими Ц. Понятия прибыли, приватизации, акций и многое другое – всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими Ц.
Социология изучает Ц., но свои, социальные. Социальные Ц. – это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Очевидно, что Ц. и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность – побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то Ц. обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб – наивысшая Ц., особенно если он долго голодал.
Ц. бывают самыми разными – материальными и духовными, вполне земными и очень отстраненными. В первой половине 90-х гг., когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была Ц. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшие Ц. Но 10–15 лет назад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой Ц. Он не был дефицитным благом.
Роль Ц. в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они – мастера на все руки, без них не могут обойтись. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать Ц.-регуляторами. Ц. проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность – быть ценностями-нормами. Ученые находят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий Ц. – служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные Ц., причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны Ц., потребности и мотивы.
Шкала Ц. человека – стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие Ц. он ориентируется и совпадают ли выбранные им Ц. с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные Ц.: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалыобщественных Ц. Человека, у которого на шкале индивидуальных Ц. верхнюю часть занимают те же самые Ц., с полным правом называется личностью. Итак, личность – это индивид, у которого субъективная и объективные шкалы Ц. совпадают.
Ц. нет у животных и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе – в ходе социализации. Растет человек, формируется его система Ц. Развитая система Ц. – результат правильной социализации, а не ее предпосылка.
Ц. отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения.
Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским социо- логам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, «такие же работники»?
Видимо, этот парадокс открывает нам новую грань сознания – ценностно ориентированную. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими – прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как они» – выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.
Если две системы Ц. – индивидуальная и общественная – в зрелой личности совпадают, то Ц. сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ц. – не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры.
Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники не навалены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания Ц. по степени важности.
Предположение – это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ.
Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились бы Ц. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподобие «нумеров» в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы», то у него сформировалась одномерная шкала Ц. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, провело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказались бы коллективные Ц., неприоритетными – индивидуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.
В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных Ц. жестко не закреплена. Это значит, что Ц. постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных Ц. Это многомерная шкала индивидуальных Ц., соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом.
А.И. Кравченко
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.