Целостный подход

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПОДХОД ЦЕЛОСТНЫЙ
обеспечение целостного восприятия, познания объекта, его развития, совершенствования.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Целостный подход
совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Целостный подход
совокупность принципов изучения физического, психического и социального здоровья как целостных феноменов, целостной системы.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Целостный подход
философский принцип несводимости целой и простой суммы частей. Целое обусловлено объединением частей в сложный комплекс со взаимным влиянием этих частей.

Источник: Исследовательская деятельность

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
(англ. holistic approach). Совокупность принципов изучения и рассмотрения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., в школах так называемой целостной психологии рассматривается как антитеза элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.: 1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности; 2) выделение целостных единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого; 3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития; 4) законы развития целого. Ц. п. является составной частью более общего системного подхода, который в методике учитывает многообразие факторов (лингвистических, психологических, социальных, экономических), обеспечивающих успешность обучения иностранному языку.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Целостный подход
способ рассмотрения воспитания как целостного процесса (системы), все части которого находятся в определенных связях и зависимостях. При этом тип связи частей определяет и тип образуемого целого: связи строения образуют структурное целое, связи функционирования - функционирующее целое, связи развития - развивающееся целое и т. Благодаря этим связям целостный воспитательный процесс (система) имеет структуру, функции, находится в развитии. Целостность личностно-ориентированного воспитательного процесса определяется направленностью всех его частей на интересы и потребности ребенка, их удовлетворение и развитие. Целостный воспитательный процесс характеризуется новым качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, возникающими в результате их взаимодействия и укрепления связей между ними. Целостность личностно-ориентированного воспитательного процесса проявляется в таких его свойствах, как природосообразность, культуросообразность, интегративность, антропоцентрический характер.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
851.13 кб

Целостный подход в педагогике духовности

Никитенко Светлана Николаевна
Рассматриваются возможности целостного подхода в исследовании проблем духовного воспитания, анализируется категория целостности в контексте педагогики духовности как особого направления в современной педагогической теории.
Читать PDF
4.17 мб

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: CОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ

Юдин Владимир Владимирович
Приведены причины невостребованности ключевого в методологии педагогики целостного подхода при всей его фундаментальности и наличии достаточной теоретической базы, созданной ведущими исследователями педагогики с 70-х гг.
Читать PDF
383.63 кб

Между системностью и целостностью: типологический подход

Матросова Надежда Константиновна
В статье рассматривается взаимосвязь понятий «системность», «целостность», «тип». Дан краткий исторический обзор становления понятий системности и целостности и их современное теоретико-методологическое прочтение.
Читать PDF
262.16 кб

Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании*

Борытко Николай Михайлович
Обосновывается необходимость гуманитаризации научно-педагогических исследований, раскрываются отличия гуманитарного подхода от традиционного механистического, выявляются способы получения целостного представления о человеке в гума
Читать PDF
362.71 кб

Подход к проблеме целостности в рамках интегральной философии

Куценко Надежда Юрьевна
В статье обоснована необходимость построения интегральной философской теории, позволяющей в свете современного антропологического кризиса рассматривать человека в его целостности.
Читать PDF
84.08 кб

Духовное воспитание в контексте целостно-гуманитарного подхода

Соловцова И. А.
Статья посвящена проблеме разработки теории духовного воспитания на основе интеграции философского, богословского, психологического и педагогического знания, а также представлений о феномене духовного воспитания, сложившихся в рам
Читать PDF
294.71 кб

Об интеграции теорий и подходов к целостному познанию человека

Вяткин Бронислав Александрович, Щукин Марат Родионович
Цель исследования: через интеграцию теорий субьекта, индивидуальности и стиля к познанию человека обосновать, что стиль выступает как субъектная характеристика индивидуальности, а субъект представляет собой высший уровень интеграц
Читать PDF
2.48 мб

Реализация идей целостного подхода в педагогическом образовании

Корепанова Марина Васильевна
В условиях введения профессионального стандарта педагога актуально применение целостного подхода, исследуемого как механизм овладения будущими педагогами педагогической деятельностью.
Читать PDF
1.70 мб

Формирование математических понятий на основе целостного подхода

Солдаева Мария Владимировна
В данной статье рассматривается целостный подход (философский, психолого-педагогический и исторический аспекты) к обучению математике.
Читать PDF
270.31 кб

Исследование педагогического объекта с позиций целостного подхода

Стрелкова Л. С.
Читать PDF
2.57 мб

Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников

Дрень О. Е.
Читать PDF
232.62 кб

Целостный подход к обучению специалистов в сфере энергосбережения

Фролов Владимир Викторович, Косарев Павел Геннадьевич, Нурахов Нуржан Нурланович
Рассмотрены крупные образовательные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализованные и реализуемые на территории Российской Федерации, с точки зрения целостного подхода к реализации образова
Читать PDF
521.43 кб

Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода

Ильин Владимир Сергеевич
Читать PDF
315.17 кб

Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода

Ильин Владимир Сергеевич
В статье известного советского педагога-ученого, основателя Волгоградской научно-педагогической школы целостного подхода анализируются характеристики педагогических систем, а также их целостные свойства.
Читать PDF
319.50 кб

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРУППЫ: ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ?

Агадуллина Елена Рафиковна, Ловаков Андрей Владимирович
Целостность это ключевое понятие для понимания процессов восприятия социальной группы, однако вопрос его операционализации остается открытым.

Похожие термины:

  • Целостный подход к обучению

    ориентация учителя относительно выбора методики обучения, предполагающей реализацию основных звеньев учебной деятельности: а) организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности; б)