Целостность педагогического процесса

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, так и в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
внутренне связанная совокупность, а не механическое соединение многих процессов (воспитания, обучения, развития), подчиняющаяся общим и особенным закономерностям, строящаяся на определенных принципах, имеющая главные этапы развития (подготовительный, основной и заключительный).

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Целостность педагогического процесса
синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем. Это единый и неделимый педагогический процесс, которому присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
философская категория, предполагающая наличие действующей природно-естественной или социальной системы, в которой присутствуют и взаимодействуют все основные жизненно важные компоненты, обеспечивающие ее полноценное и эффективное функционирование. К числу таких компонентов относятся прежде всего назначение системы или ее цель, содержание, движущие силы и противоречия, формы проявления и способы взаимодействия частей, критерии эффективности.
Целостность человеческой личности заключается в одновременном и гармоничном развитии ее сущностных сил, в единстве ее интеллектуальных, эмоциональных и физических возможностей. Целостная личность представляет собой гармоничную развитость и единство в человеке мировоззрения и социально позитивной активности, взаимодействие всех сущностных сил, способности к нравственному выбору, самооценке, самоуправляемости, самовоспитанию и постоянному творчеству.
Для того чтобы иметь возможность сделать содержательную характеристику целостного педагогического процесса, необходимо выделить и зафиксировать наиболее общие структурные элементы механизма взаимодействия, формирования личности и развитияиндивидуальности. Целостный педагогический процесс включает в себя прежде всего многообразные целесообразные общественные отношения и виды деятельности. Среди них наиболее важное значение имеют игровая, учебная, творческая, общественно полезная, производственная, организационная. Каждый из этих видов деятельности и отношений присутствует в жизни учащихся на любом возрастном этапе, но в различных формах и видах, зависящих от возраста, уровня развития, воспитанности и образованности.
Комплексное взаимодействие всех видов общественных отношений и видов деятельности реализуется в таких крупных формах организации жизни подрастающего поколения как учебно-воспитательный процесс, в различных формах внеучебной деятельности, в ученическом коллективе и общественных организациях, в семье и взаимодействии с трудовыми коллективами. Это позволяет выделить наиболее крупные структурные блоки целостного воспитательного процесса и дать им содержательную характеристику. Такими блоками, в наиболее общих формах охватывающих всю жизнедеятельность учеников является процесс обучения, общественно полезный и производительный труд, многообразная внеучебная творческая самодеятельность, воспитательный коллектив и юношеские общественные организации, семья и трудовые коллективы.
В каждом структурном блоке, общей форме организации жизни учащихся действуют механизмы воспитания, формирования, развития личности и индивидуальности. Прежде всего надо выделить группу механизмов объективного взаимодействия подрастающего поколения с миром и воздействия на них как объектов педагогического процесса. Таким механизмом являются: конкретная деятельность, система социальных отношений, опосредующая эту деятельность, и общение, возникающее на базе конкретной деятельности в системе отношений. Короче – деятельность, отношение, общение.
Наряду с механизмами объективного характера воспитательную эффективность основных форм организации жизни учащихся обеспечивают механизмы субъективного характера, дающие воспитаннику возможность не только быть объектом воспитания, но и выступать в качестве активного субъекта воспитательного процесса. Механизмами субъективного освоения мира и активного взаимодействия с ним являются: человеческие потребности и интересы, мотивы и стимулы жизнедеятельности, позитивное творческое и критическое мышление, поведение в обыденных и экстремальных ситуациях.
Подлинная целостность воспитательного процесса, обеспечивающая его эффективность, достигается тогда, когда образуется единство видов общественной деятельности и форм организации воспитания, внутри которого активно действует единство объективных и субъективных механизмов формирования личности и индивидуальности.
Единство педагогического процесса реализуется через концепцию функционально- целостного, комплексного подхода к воспитанию. Прежде всего необходимо учитывать то обстоятельство, что целостный процесс складывается из отдельных содержательных системных видов деятельности, имеющих свою специфику. Из всего множества функциональных систем важно выделять те, которые имеют по отношению к личности, а также другим конкретным видам воспитания, определяющее, смысло- и системообразующее, ведущее значение. Такое общее значение имеют образование, а также физическое, трудовое и нравственное воспитание, которые обеспечивают возможность объединения всех других видов воспитания и направление их в единой поток воздействия на личность. Именно эти системообразующие виды воспитания пронизывают собой и основные содержательные блоки педагогического процесса, и обеспечивающие его эффективность психологические механизмы.
Ведущие функциональные системы воспитания, составляющие Ц.п.п., необходимо четко разобрать с точки зрения их целей, содержания, форм, методов работы и наиболее полноценно использовать в их образовательно-воспитательной специфике. Вместе в тем важно иметь в виду не только прямые цели, например формирование духовно- нравственной культуры, накопление знаний, отработку трудовых навыков и умений, но и косвенные задачи нравственного, эстетического, экологического, военно- патриотического, экономического и других видов воспитания. Этот этап работы можно было бы охарактеризовать как этап решения специфических задач через частные, функциональные воспитательные системы, этап диалектического перехода от частного к общему. Детальная и тщательная разработка ведущих функциональных систем, исчерпание их воспитательных ресурсов и выход через конкретное к общему, одновременно поднимает целостный воспитательный процесс на качественно новый уровеньорганического взаимодействия отдельных воспитательных процессов, их переход в состояние целостности процесса формирования личности. Теперь возможен обратный диалектический переход, движение от общих условий и содержания целостного процесса к формированию конкретных личностных качеств. В результате достигается полный диалектический цикл движения воспитательных взаимодействий от частно-конкретного к обще-абстрактному и от общего к образованию конкретного. Системообразующие виды воспитания, диалектически взаимодействуя, наряду со специфическими, приобретают всеобщие воспитательные возможности, Взаимодействуя, дополняя и обогащая друг друга, они достигают высшего уровня полноты и целостности воспитательного процесса, диалектического, противоречивого единства во всех смысло- и системообразующих видах воспитания.
Рассмотрение сущности целостного воспитательного процесса дает возможность сделать выводы относительно принципов его формирования. К их числу относятся:
обобщение функциональных систем воспитания до уровня ведущих и их тщательная разработка с точки зрения целей, содержания, форм и методов реализации;
полноценное использование воспитательных возможностей каждого особого вида воспитания для решения специфических и общих задач развития сущностных сил личности;
взаимосвязь и взаимообусловленность ведущих видов воспитания, их перерастание в целостность и комплексность воздействия на личность: от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному;
органическое единство воспитательных, образовательных, обучающих и развивающих задач;
становление и развитие функционально-целостного процесса воспитания путем преодоления противоречий.
Лит.: Бабанский Ю.К. Изб. пед. труды. – М., 1990; Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983; Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.
– М., 1998; Педагогический поиск. – М., 1990; Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1997.
Б.Т. Лихачев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
325.23 кб

Субъективные основания целостности педагогического процесса

Сериков Владислав Владиславович
Целостный подход представлен как система регулятивов исследования закономерностей и структуры педагогического процесса.