Цели воспитания
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Цели воспитания, формулируемые педагогами, должны отвечать некоторым требованиям:
1) они должны быть актуальны, соответствовать потребностям и перспективам развития личности и общества, особенностям детей и тем проблемам воспитанности, которые для них характерны;
2) они должны быть ясны и конкретны, их не следует описывать абстрактными и малопонятными формулировками, излишне аморфно и витиевато;
3) они должны быть достижимы, а процесс их достижения – изучаемым. См. также:
Степанов П.В., Степанова И.В. Технология постановки целей и планирования результатов работы с классом // Классный руководитель, 2015, № 3. – С.98-105.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Глоссарий по педагогике.
Ц.в. детерминирована теми целями и задачами, которые ставит перед собой общество, а также тем пониманием сущности и предназначения человека, которое оно исповедует. В Ц.в. приоритетным является и развитие собственной активности личности – важнейшей основы ее самовоспитания, самоутверждения и самостоятельности.
Изучение тенденций социально-экономического, политического развития общества позволило сформулировать современную Ц.в. учащихся профтехшколы – воспитание человека-хозяина, социально адаптированного и защищенного. Эта цель наиболее адекватно отвечает требованиям общества, его стратегическим задачам и гуманистическому идеалу.
Сформулированная таким образом цель учитывает интересы каждого конкретного человека и общества в целом, отдельных социальных групп и слоев населения.
Свободный человек, живущий в демократическом обществе, в условиях цивилизованного рынка, действительно должен быть хозяином, соответственно адаптированным к этому обществу и социально защищенным.
Данная цель ставит перед воспитательными институтами, которые участвуют в процессе воспитания, задачи научить молодых людей жить и трудиться в условиях, когда каждый конкретно отвечает за то, что происходит в его коллективе, бригаде, организации, когда каждый думает о последствиях своих действий и поступков для группы, училища,предприятия, района, страны в целом, когда от его инициативы, настойчивости, мастерства зависит успех не только личный, но и общего дела, когда каждый чувствует себя комфортно в ближайшем окружении и надежно социально защищен.
Можно выделить ряд общественных требований, которые влияют на Ц.в. учащихся профтехшколы.
В первую группу входят требования, вытекающие из характера доминирующих производственных отношений, которые, в свою очередь, определяются в настоящее время вхождением в рыночные отношения.
Хозяин на современном производстве – это не традиционный «сдельщик». Это рабочий- предприниматель, человек сознательный, ответственный и инициативный, умеющий работать в условиях приватизации, аренды, хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, сочетать личные и общественные интересы, анализировать складывающуюся обстановку, ситуацию и найти разумный выход из них. В настоящее время человек, воспитанный как хозяин, имеет возможность открыть свое собственное дело, за которое будет полностью отвечать.
Другая группа общественных требований, влияющих на цель воспитания, вытекает из необходимости непрерывного образования учащихся, которое становится основой их социальной защиты и адаптации в обществе.
Современный уровень и темп развития науки и техники, общественных отношений требует постоянного обновления знаний, повышения квалификации работающих. Уже не срабатывает бытовавшее ранее мнение, что полученного образования хватит на всю жизнь. Нежелание постоянно пополнять свои знания резко затруднило и даже сделало невозможным для многих рабочих выполнение производственных и других обязанностей.
Отсутствие у рабочего стремления учиться или переучиваться снижает социальную защищенность. Современное профессиональное образование должно стать непрерывным, ибо без обновления знаний невозможно обновление общества и производства.
Все это вызывает целый ряд новых требований к Ц.в. личности. И важнейшее из них – формировать у каждого молодого рабочего устойчивое стремление постоянно обновлять свои знания, учиться всю жизнь. Только это может стать гарантом настоящей свободы человека в условиях рынка, его социальной защищенности.
В настоящее время основной центр тяжести в образовании переносится на самообразование. Поэтому необходимо научить учащихся делать правильный выбор, соизмерять свои силы и возможности с поставленными целями, учить работать рационально.
Новые требования к Ц.в. предъявляет и вхождение многих учащихся в разнообразные общественные объединения, где они могут проявить самостоятельность, чувство хозяина, действовать в условиях самоуправления. Появление многочисленных общественных объединений связано с процессом демократизации, когда осуществляется переход от централизованной к децентрализованной структуре общества.
Помогая учащимся оперативно создавать разнообразные молодежные объединения, где учащиеся могут удовлетворить свои потребности и интересы, стремление к общению и деятельности, получая социальную защиту, педагоги, как и все заинтересованные лица, призваны эффективно способствовать достижению Ц.в. – формированию у учащихся чувства хозяина.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Фокин В.А. Теория и практика нравственного воспитания учащихся профтехшколы. – М., 1992.
В.А. Фокин
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.