БЮИССОН ФЕРДИНАНД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЮИССОН (Buisson) ФЕРДИНАНД (1841-1932)
французский педагог и политический деятель. В 1871-96 в Министерстве народного просвещения, с 1879 директор отдела по начальному образованию. Сыграл значительную роль в подготовке и проведении в жизнь законов 1880-х гг. о всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении в светской школе, а также школьных законов начала 20 в. В 1899 совместно с А. Бине открыл лабораторию экспериментальной психологии. Под редакцией Б. издан "Словарь по педагогике и начальному образованию" (1880-87; 2 изд., 1911). Один из основателей "Общества по изучению детской психологии" и "Лиги прав человека". Нобелевская премия мира (1927).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЮИССОН Фердинанд
20.12. 1841, Париж, — 16.2.1932, там же), франц. педагог и полит. деятель. Проф. Лозаннской академии (1866—70), руководитель кафедры педагогики Сорбонны (с 1896). В 1871—96 в Мин-ве нар. просвещения, с 1879 директор отдела по нач. образованию. Сыграл большую роль в подготовке и проведении в жизнь законов 1880-х гг. о всеобщем обязат. бесплатном нач. обучении и о светской школе, а также шк. законов нач. 20 в. Будучи одним из лидеров радикал-социалистов в парламенте (1902—14, 1919—24), внес ряд законопроектов по нар. образованию. С обществ. движением за перестройку франц. школы и пропагандой принципов прогрессивного законодательства 80—90-х гг. связан изданный под ред. Б. «Diction-naire de pedagogie et dinstruction pri-maire» («Словарь по педагогике и нач. образованию», выходил выпусками в 1880—87; 1 изд. в 4 тт., 1887; 2 изд. в 1 т. под назв. «Новый словарь», 1911). Словарь содержал теоретич. статьи по осн. вопросам нар. образования и педагогики и материалы, имеющие практич. значение для учителя. Б. — автор трудов по шк. делу и общим вопросам воспитания. Выступал за «единую школу», т.е. за равенство в получении образования и доступ в ср. школу, зависящий только от способности учащихся. Большое внимание уделял естеств.-науч. обоснованию нравств. развития личности, признавая, однако, роль религии в нравств. воспитании. По инициативе Б. были организованы 2 высш. нормальные школы, введено чтение курсов педагогики на неск. гуманитарных ф-тах, создан пед. музей. Б. — один из основателей «Об-ва по изучению дет. психологии» и «Лиги прав человека». Нобелевская пр. мира (1927).
Соч.: Conferences et causeries pedagogi-ques, Р., 1888; Leducation morale et leduca-tion religieuse, P., [s. a.]; La religion, la morale et la seiende. Leur conflit dans Peducation contemporaine. P., 1900; Le droit denseigner, P., 1903; La foi laique, P., 1913; Condorcet, P., 1929; в рус. пер. — Франц. азбука для рус. юношества, М., 1883; Упражнения во франц. языке (Vade mecum), M., 1882.
А. Н. Джуринский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия