БЁРТ СИРИЛ ЛОДОВИК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЁРТ (Burt) СИРИЛ ЛОДОВИК (1883-1971)
английский психолог. Преподавал в Ливерпульском и Кембриджском университетах. Проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одаренности, темперамента, умственной отсталости, детской преступности и др. Большую роль отводил тестам. Способствовал введению 3 типов школ в английской системе образования (1944).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЕРТ Сирил Лодовик
3.3.1883, Стратфорд-он-Эйвон, — 10.10.1971, Лондон), англ. психолог. Окончил Оксфордский ун-т (1908). Преподавал в Ливерпульском (1909—13) и Кембриджском (1912- 1913) ун-тах. Чл. Муниципального совета Лондона по отделу образования (1913- 1932). Проф. педагогики и психологии Лондонского ун-та (1924—31).
Б. проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одаренности, темперамента, проф. ориентации, умственной отсталости, дет. преступности и др. Широко использовал близнецовый метод и факторный анализ. Утверждал, что осн. индивидуально-психол. особенности человека, в частности умственные способности, врожденны и неизменны. Гл. методом их оценки считал тесты. Оказал Значит. влияние на политику в области образования, способствовал введению 3 типов школ в англ. системе образования (1944). В соответствии с его концепцией детей в возрасте 11 лет по результатам тестирования относили к одному из трех образоват. уровней (признанные наиб. способными проходили обучение на более высоком уровне и получали доступ к высш. образованию, образоват. возможности остальных ограничивались). С 1950-х гг. эта концепция начала подвергаться критике, что привело в 1960-1970-х гг. к поэтапной отмене подразделения учащихся на потоки в соответствии со способностями.
В 1972 амер. психолог Л. Кэмин на основе анализа трудов Б. установил, что нек-рые полученные им эксперим. данные фальсифицированы, а ряд публикаций не отвечает требованиям науч. корректности. Это послужило аргументом для критики теории врожденных способностей, к-рую, как выяснилось, сам Б. не мог достоверно доказать.
Соч.: The distribution and relations of educational abilities, L., 1917; The measure-ment of mental capacities, Edinburgh, 1927; The factors pf the mind. An introduction to factor-analysis in psychology. N. Y., 1941; The young delinquent, Kent, 1945; The backward child, L., 1950.
Лит.: Саймон Б., Англ. школа и интеллектуальные тесты. М., 1958; Л о-лер Дж., Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм, М.,.1982; К а-min L. JThe science and politics of IQ. Potomac, N. Y. a. o.], 1974; H e a r n-s h a w L. S., Cyril Burt, psychologist. L., 1979.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия