БЫKOB РОЛАН АНТОНОВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЫKOB РОЛАН АНТОНОВИЧ

актер, режиссер, народный артист СССР (1990), действительный член РАО (1992). Актер широкого творческого диапазона. Сыграл св. 100 ролей. Как режиссер детского кино привлекал в качестве актеров детей и разработал методику работы с ними в процессе съемок, направленную на развитие творческих способностей детей и воссоздание в фильме мира детства. Основатель и президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (1988).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЫKOB Ролан Антонович
р. 12.11.1929, Киев), артист. и режиссер, обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1990). Один из членов-учредителей Рос. академии образования (1992). Впервые снялся в кино в 1939, первый спектакль поставил в т-ре дет. творчества в 1945. В 1951 окончил уч-ще при Т-ре им. Вахтангова в Москве. В 1951—58 актер и режиссер в Моск. ТЮЗе. В 1957 организовал при МГУ Студенческий т-р, преобразовав традиционно самодеятельный коллектив в развивавшийся по пути профессионального; в т-ре начался творческий путь многих, ставших известными актеров. В 1958—60 гл. режиссер Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. С 1960 на киностудии «Мосфильм» (в 1986—90 худ. рук. объединения «Юность»). Одновременно (с 1949) вел пед. работу в театр, коллективах внешк. учреждений и в творческих уч. заведениях (с 1990 худ. рук. курса на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве).
Актер широкого творческого диапазона. Сыграл св. 100 ролей, в т. ч. эксцентрич., сатирич., героич., лирич. и социального характера. Выделяются его работы в фильмах острой нравств. и гражд. проблематики: «Шинель» (по Гоголю, 1960), «Андрей Рублев» (1967, в прокате с 1971), «Служили два товарища» (1969), «Проверка на дорогах» (1986), «Письма мертвого человека» (1986, Гос. пр. РСФСР, 1987), «Комиссар» (1967, в прокате с 1987). Экранизировал на телевидении повесть Н. В. Гоголя «Нос» (1977, сыграл 4 роли).
Особой сферой творчества стали кино и телевидение для детей и юношества. Как режиссер разработал нек-рые пути обновления дет. кино: театрализацию, в т. ч. в жанре совр. муз. сказки («Айболит—66»), использование вариоэкрана (впервые, 1975 — «Автомобиль, скрипка и собака Клякса») и др. Широко привлек в качестве актеров детей. Разработал методику работы с ними в процессе съемок, направленную на развитие творческих способностей детей и на воссоздание в фильме мира детства. Картины Б. «Семь нянек» (1962), «Внимание, черепаха!» (1970), «Телеграмма» (1972), «Чучело» (1984, Гос. пр. СССР, 1986), «Я сюда больше не вернусь!» («Люба»; 1991, Бельгия) сформировали направление в кинематографе, связанное с защитой детства как одной из глобальных мировых проблем. Создание фильмов для детей и юношества рассматривает как сферу иск-ва особой социальной значимости, об ращенную к родителям, обществу, гос-ву в интересах экологии человеческого духа. Фильмы с участием артиста и его режиссерские работы отмечены премиями на мн. междунар. фестивалях. Основатель и президент Междунар. фонда, развития кино и телевидения для детей и юношества (1989, совр. назв. с 1992).
Соч.: Воспитание чувств, в кн.: Экран 74—75, М., 1976; До и после «Чучела», «Юность», 1985, № 9.
Лит.: Л евши на И., Р. Быков, М., 1973; Львовский М. Г., Человек, которому верят, М., 1990.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия