БУРЯТИЯ, Республика БурятияБУССЕ Федор Иванович

БУСЛАЕВ Федор Иванович

Найдено 2 определения термина БУСЛАЕВ Федор Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818-1897)

филолог, историк искусства, академик Петербургской АН (1860). С 1844 в Московском университете (профессор с 1847). В 1860 прочел курс истории словесности наследнику престола Николаю Александровичу. Основатель научной методики преподавания языка и словесности ("О преподавании отечественного языка", т. 1-2, 1844; 2 изд., 1941). Выпустил "Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языка" (1861) и "Русскую хрестоматию" (1870). Под руководством Б. составлены школьные программы по русскому языку и словесности (1864, 1886 - для женских средних учебных заведений). Развивал идею сравнительно-исторического изучения языка. Исследовал и издавал древние рукописи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

БУСЛАЕВ Федор Иванович

13(25).4. 1818, г. Керенск Пензенской губ., ныне с. Вадинск Пензенской обл., — 31.7(12.8). 1897, пос. Люблино, ныне в черте Москвы], филолог, историк иск-ва, основатель науч. методики преподавания рус. яз. и словесности, акад. Петерб. АН (1860), дер рус. словесности (1867), дер теории и истории иск— в (1888). По окончании словесного отделения филос. ф-та Моск. ун-та преподавал рус. яз. в Моск. , гимназиях (1838—47) и частных домах. В 1860 прочел курс истории рус. словесности наследнику престола Николаю Александровичу (сыну Александра II). С 1846 в Моск. ун-те: первый приват-доцент, проф. (1847); в 1861—81 возглавлял кафедру рус. словесности.

Пед. опыт привел Б. к мысли о необходимости вывести шк. курс рус. яз. «из рамок систематич. теории и дать ему практич. применение». В кн. «О преподавании отеч. языка» (т. 1—2, 1844) изложил гл. принципы практич. метода преподавания рус. яз. и словесности. На основе изучения зап.-европ. пед. лит-ры (в т. ч. соч. Ф. А. Дистервега), критич. анализа современной ему отеч. метод. системы и передового опыта шк. учителей (звуковой метод обучения грамоте и др.) утверждал принципы единства теории и практики в преподавании, сознательного усвоения материала, учета возрастных и психол. особенностей детей. В центр своей метод. системы Б. поставил воспитат. задачи: развитие нравств. сил и интеллектуальных способностей учащихся, приобщение их к серьезной систематич. работе. В соединении обучения и воспитания видел гл. отличие методики уч. предмета от методологии науки. Идея воспитывающего обучения определила в системе Б. взаимосвязь курсов рус. яз. и словесности, поэтапное усвоение материала от практич. наблюдений до теоретич. обобщения, строго науч. подход к фактам и явлениям речевой практики. Чтение, грамматика, правописание, по Б., должны преподаваться в комплексе, а в ходе этого процесса — анализироваться лексика, вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму. На заключительном этапе предусматривалось изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматич. форм и орфографич. правил. Отводил гл. место в курсе рус. яз. лингвистич. методу, предполагавшему изучение языка на основе лит-ры. В шк. программе по словесности центр. место отводил чтению лучших образцов отеч. и заруб. лит-ры разл. периодов. Теория словесности в системе Б. являлась результатом чтения, итогом филол. наблюдений над лит. текстами.

Выпустил уч. пособия «Ист. хрестоматия церковнославянского и др.-рус. языка» (1861) и «Рус. хрестоматия» (1870), где были представлены отрывки из лит. памятников с ист. и лингвистич. комментариями. Принцип взаимосвязанного изучения истории и теории лит-ры в процессе знакомства с конкретными произв. лег в основу составленных под руководством Б. шк. программ по рус. яз. и словесности (1864, 1886 — для жен. средних уч. заведений).

Метод. система Б. была высоко оценена современниками (в т. ч. Н. А. Добролюбовым), но в 40—50-х гг. 19 в. не получила распространения в связи с критикой ее в офиц. прессе (Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский). В 1860-х гг. идеи Б. (принципы практич. обучения, методика преподавания грамматики, объяснит, чтение и пр.) использовались в хрестоматиях, уч. и метод. пособиях К. Д. Ушинского, В. И. Во-довозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского и впоследствии развивались в шк. практике.

В кн. «Опыт ист. грамматики рус. языка» (1858, с 1863 — «Ист. грамматика рус. языка», новое изд. 1959) развивал идею сравнит.-ист. изучения языка, на основе к-рого впервые провел четкую границу между морфологией и синтаксисом, разработал синтаксич. систему, выдержанную в духе логико-грамматич. направления. Используемая в практике преподавания классификация второстепенных членов предложения, типов придаточных предложений, видов сочинит, отношений восходит к учению Б.

Б. занимался также изучением нар. словесности, истории др.-рус. и зап.-европ. иск-ва. Автор работ по рус. лит-ре 19 в., творчеству H. M. Карамзина, И. А. Крылова.

Соч.: Краткое руководство к первонач. преподаванию рус. языка, М., 1867; Мои досуги, ч. 1—2, М., 1886; О лит-ре, М., 1990.

Лит.: Четыре речи о Ф. И. Буслаеве, СПБ, 1898; Булаховский Л. А., Лин-

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме БУСЛАЕВ Федор Иванович — 0

Найдено научныех статей по теме БУСЛАЕВ Федор Иванович — 0

Найдено книг по теме БУСЛАЕВ Федор Иванович — 0

Найдено презентаций по теме БУСЛАЕВ Федор Иванович — 0

Найдено рефератов по теме БУСЛАЕВ Федор Иванович — 0