БУБНОВ Андрей Сергеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БУБНОВ Андрей Сергеевич (1884-1938)
государственный и партийный деятель. Нарком просвещения РСФСР (1929-37). Под руководством Б. введено всеобщее начальное обучение и начато осуществление 7-летнего всеобуча; в 1-й половине 30-х гг. проведена реформа содержания учебно-воспитательной работы школы; разработаны учебные планы и программы; подготовлены учебники и т.д.; проводилась ликвидация неграмотности (1929-31). Одно из важнейших направлений деятельности Б. - создание политехнической школы. Б. высоко ценил педагогическую науку и труд педагогов, увеличил сеть учительских и заочных педагогических институтов с 2 (1928) до 48 (1931). Деятельность Б. нельзя оценивать однозначно. В период его руководства сформировались бюрократические методы управления образованием; его критическое отношение к педологии, методу проектов, отмирания школы теории способствовало репрессиям против авторов и сторонников этих теорий и прекращению мн. психолого-педагогических исследований. Необоснованно репрессирован.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БУБНОВ Андрей Сергеевич
(23 марта [4 апреля] 1883 г. – 12 января 1940 г.) – советский государственный и партийный деятель, народный комиссар просвещения РСФСР. Автор работ по вопросам экономики, военного и культурного строительства.
Работая в Наркомпросе, Бубнов А.С. основное внимание сосредоточил на проведении в жизнь закона о всеобщем обязательном начальном обучении, на ликвидации неграмотности. Осуществление всеобуча Бубнов А.С. тесно связывал с повышением качества всей учебно-воспитательной работы, особенно политехнизацией школы и подготовкой квалифицированных педагогических кадров. В целях развития педагогики под руководством Бубнова А.С. была проведена реорганизация научно-исследовательских педагогических институтов; на институты была возложена задача изучения и обобщения передового педагогического опыта, разработка актуальных вопросов теории и методики обучения и воспитания.
Бубнов А.С. был сторонником политехнического образования, трудового воспитания; много внимания уделял идейности преподавания, борьбе со всякого рода извращениями в содержании и методике обучения.
Деятельность Бубнова А.С. в Наркомпросе была проникнута постоянным вниманием к насущным вопросам школьной жизни, заботливым отношением к учителю. «Знать, что делается в школе, практически интересоваться тем, есть ли в школе тетради, чернила, чернильницы, как помочь учителю в деле овладения педагогическим процессом и пр.» – такие указания давал Бубнов А.С. работникам Наркомпроса.
В 1937 г. Бубнов А.С. был оклеветан и репрессирован. Реабилитирован посмертно. Соч.: Статьи и речи о народном образовании. – М., 1959. Г.С. Прозоров

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

БУБНОВ Андрей Сергеевич
22.3(3.4). 1884, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, — 1.8.1938, Москва], сов. гос., парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1903. В 1904—08 учился в Моск. с.-х. ин-те, исключен за рев. деятельность. С 1905 на парт, работе. В окт. 1917 чл. Политбюро ЦК РСДРП(б) и Петрогр. ВРК. В 1922—23 зав. агитац.-пропагандистским отделом ЦК РКП(б). В 1924- 1929 нач. Политуправления РККА и чл. РВС СССР. В 1929—37 нарком просвещения РСФСР. Чл. ЦК партии в 1917—18. с 1924 (канд. в 1919—20, 1922—24); в 1925 секр. ЦК. Чл. ВЦИК и ЦИК. В 1938 необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.
На посту наркома просвещения РСФСР важнейшее значение придавал деятельности органов нар. образования по расширению сети уч. заведений, укреплению их материальной базы и кадрового потенциала. Под руководством Б. в РСФСР введено всеобщее нач. обучение и начато осуществление 7-летнего всеобуча; проведена реформа (в 1-й пол. 30-х гг.) содержания уч.-воспитат. работы школы; разработаны уч. планы и программы, подготовлены мн. учебники (в т. ч. и стабильные), уч. пособия и др. Эти меры способствовали развитию нар. образования в др. союзных республиках, повышению роли школы в сов. обществе, в воспитании молодежи в соответствии с социально-экон. задачами.
Б. стремился придать культурной революции общенар. характер. Массовую форму приняла ликвидация неграмотности (1929—31), к-рую он организовал как выполнение всем народом боевого задания (ок. 3 млн. культармейцев организовывали культпоходы, в т. ч. и всесоюзные, фонды помощи всеобучу, вели разъяснит, работу с населением). Но возможности страны не позволяли в полной мере реализовать намеченную программу: ликвидация неграмотности нередко осуществлялась без достаточного согласования просветительских, полит.-пропагандистских и экон. задач; в ее практике стал проявляться формализм, иногда желаемые результаты выдавались за действительные; в нек-рых случаях имела место возвратная неграмотность.
Считая центр. фигурой уч.-воспитат. процесса школы учителя, Б. высоко ценил гуманистич. стиль деятельности педагога, уважение им личности каждого ученика. Он содействовал повышению социальной роли учителей, улучшению их материального положения. При Б. введено нормирование учительского труда, его оплата по единым ставкам, учреждены пед. почетные звания. Для расширения подготовки пед. кадров Б. увеличил сеть учительских и заочных пед. ин-тов с двух (1928) до 48 (1931). Однако наряду с позитивными явлениями во 2-й пол. 30-х гг. в сфере просвещения утвердилось дргма-тич. понимание принципов единой школы и бюрократич. стиль управления нар. образованием.
Одно из важнейших направлений деятельности Б. — создание политехн. школы, понимавшейся им как уч.-воспитат. учреждение, тесно связанное с жизнью и практикой социалистич. стр-ва. Взгляды Б. на политехн. образование, к-рое он трактовал как единство общеобразовательных (относя к ним полит. и культурные знания) и спец. техн. знаний и навыков, прошли сложную эволюцию. В 1929—30 Б. поддерживал офиц. курс на подчинение уч.-воспитат. деятельности задачам производств. труда на предприятиях, что привело к превращению массовой школы в «цех завода» и резкому снижению уровня общеобразоват. подготовки школьников. В 1931—33 осуществлял политику создания политехн. школы, сочетающей общее и политехн. образование, обучение и производит, труд. Но со 2-й пол. 30-х гг. он не сумел оказать сопротивление утверждению в школах «словесного политехнизма», к-рый ограничил политехн. подготовку учащихся теоретич. изучением ряда вопросов в курсах естеств.-матем. цикла. Практически трудовое обучение было исключено из уч.-воспитат. процесса, а шк. мастерские ликвидированы (1937). В результате подлинно политехн. школа не была создана.
Большое внимание уделял развитию пед. науки, стремился переориентировать науч.-пед. ин-ты на сближение теоретич. исследований с практикой массовой школы, на изучение передового пед. опыта. Вместе с тем критика недостатков школы 20-х гг. (абсолютизация метода проектов, теории «отмирания школы» и др.) в сер. 30-х гг. привела к отказу от ее достижений, в т. ч. и от положит. опыта связи школы с жизнью. Критикуя педологию, Б. допустил необоснованные обвинения ученых-педологов и тем самым способствовал репрессиям и прекращению исследований по пед. психологии. Большая организаторская работа Б. сочеталась с его стремлением лично вникать во мн. практич. вопросы, постоянно советоваться с педагогами, руководить «предметно и конкретно». Часто выезжая в разл. регионы страны, он оказывал действенную помощь органам нар. образования и школам на местах. Но в обстановке культа личности Сталина мн. планы Б. по развитию нар. образования и пед. науки не были осуществлены.
Соч.: Статьи и речи о нар. образовании, М., 1959. М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия