БРИГАДНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Найдено 1 определение
БРИГАДНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
. При бригадной форме наставничества наряду с педагогическим воздействием бригадира предоставляется возможность опереться накаждого члена бригады, являющегося по отношению к молодому рабочему также наставником, на общественное мнение бригады. Бригада выступает, с одной стороны, коллективным наставником по отношению к каждому члену бригады, а с другой – усиливается роль бригады и наставников в воспитании прикрепленных к ним молодых рабочих. Различают следующие признаки воспитанности трудового коллектива бригады: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень воспитанности характеризуется формальной целостностью, показатели трудовой деятельности бригады невысокие, многие рабочие не выполняют планов по производительности труда, допускают брак в работе, порчу материалов и оборудования.
Средний уровень воспитанности характеризуется вполне удовлетворительными показателями трудовой деятельности, работа выполняется, как правило, без брака, все рабочие выполняют планы по производительности труда. В такой бригаде существуют единые требования, за соблюдением которых следят бригадир и актив (совет) бригады. Здесь личные мотивы деятельности совпадают с общественными и каждый член бригады понимает цели и задачи коллектива.
Высокий уровень воспитанности характеризуется целостностью, высокими показателями трудовой деятельности каждого члена бригады, перевыполнением установленных производственных планов, работой без брака и сдачей продукции с первого предъявления. В бригаде развито рационализаторство и изобретательство, творческое отношение к труду, овладение несколькими профессиями, характерными для данной бригады, достигнута полная взаимозаменяемость в работе.
Такой коллектив характеризуется единством требований, высоконравственными взаимоотношениями, сложившимся здоровым психологическим климатом и положительными традициями, личной ответственностью и самодисциплиной, активностью.
Для обучения и воспитания надо направлять молодых рабочих в бригады высшего и среднего уровней воспитанности.
Бригада, с одной стороны, выступает коллективным наставником по отношению к каждому ее члену, а с другой – усиливается роль бригадира и наставников в воспитании прикрепленных к ним молодых рабочих.
Бригадир, выступая в качестве наставника молодых рабочих, знакомит их с характерными особенностями рабочих мест бригады, их границами; с номенклатурой выполняемых изделий; с содержанием и объемом работы, выполняемой бригадой в течение дня, суток, месяца, за один год; с системой стимулирования труда в бригаде; с порядком повышения квалификации по рабочей профессии и приобретением второй (смежной) профессии; с порядком выполнения отдельных видов работ членами бригады, с системой работы совета бригады.
Бригадир знакомит молодого члена бригады с подбором и проектированием коллективной и индивидуальной оснастки и средств малой механизации; знакомит с установленными и проектируемыми нормами времени и нормами выработки; системой планирования труда в бригаде; системой разработки и утверждением производственных бригадных планов; системой учета труда и заработной платы; системой определения расчетной трудоемкости комплекса работ, производимых рабочими бригадами; порядком установления надбавок за профессиональное мастерство; порядком установления коэффициента трудового участия (КТУ), доплат и надбавок к тарифным ставкам за совмещение профессий и расширение зон обслуживания; с системой материального стимулирования работников за снижение трудоемкости.
Индивидуальное воздействие бригадира на молодого рабочего направлено на решение следующих задач:
выявить в молодом рабочем наиболее ценные и яркие качества, трудовую направленность и развивать это в трудовой деятельности;
в коллективной трудовой деятельности выделять недостающие компоненты развития личности, отсутствие или недостаточное проявление которых тормозит ее формирование;преодоление у молодого рабочего недостатков, которые мешают развитию его индивидуальности и профессиональной направленности.
Для этого важно разработать специальные компоненты воспитательных воздействий (воспитание в семье, клубные сборы и др.), которые должны удовлетворять следующим требованиям:
быть опорными пунктами плана воспитательной работы, исходя из задач трудового коллектива и рационального распределения во времени;
влиять на сознание и чувства молодых рабочих, побуждать их к действию;
быть связанными с реализацией как личных устремлений молодых рабочих, так и трудового коллектива.
Важными условиями воспитательной деятельности Б.н. являются: высокий профессиональный авторитет бригадира;
понимание членами бригады высокой значимости выполняемой работы и ее значения в производственной деятельности коллектива;
соответствие выполняемой работы квалификации членов бригады;
участие членов бригады в организации и управлении производственным процессом бригады;
самостоятельность выполнения трудовых заданий; возможность проявления инициативы;
научная организация труда и производства.
Таким образом, в Б.н. функции воспитания осуществляет, с одной стороны, бригадир по своей должности, а с другой – квалифицированные рабочие бригады, если к ним прикреплены молодые рабочие.
Лит.: Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М., 1985; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева – М., 1996.
А.С. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.