состоит из рабочих одной профессии, выполняющих однородные технологические процессы (бригада формовщиков в литейном цехе, бригада сборщиков в сборочном цехе и др.).
Например, на Московском автозаводе созданы следующие Б.с.:
1) Бригада по обслуживанию системы складирования обслуживает и ремонтирует систему компьютерного управления складированием и робототележки, перемещающие заготовки и готовую продукцию.
2) Бригада по обслуживанию подвесного транспорта обслуживает и ремонтирует электронные и электрические модули автоматических линий, включая контроллеры, блоки питания, приводы и электродвигатели.
3) Бригада по сервису промэлектроники обслуживает и ремонтирует робототехнический комплекс, включающий 90 роботов «Кавасаки» и ВАЗ.
4) Объединенная бригада механика-энергетика обслуживает и ремонтирует пневматическое и гидравлическое оборудование, магистрали механические, агрегаты и сварочное оборудование и др.
Достоинством Б.с. является простота их организационного строения, высокая производительность труда. Специализация работ позволяет сравнительно быстро осваивать необходимые операции и приемы, что обусловливает их успешное применение в начале периода обучения. Такие подразделения эффективны на участках, где задание, состоящее из однородных работ, нецелесообразно распределять между отдельными исполнителями, но его выполнение требует совместных усилий. Они наиболее широко могут быть использованы в производствах с частичной механизацией технологических процессов, обуславливающих глубокое разделение труда и узкую специализацию работников. Однако специализированные бригады имеют существенные недостатки, которые выражаются в использовании узкоспециализированных работников, нередко операционников:
уровень квалификации «операционников» снижает маневренность производства, так как узкая специализация не позволяет использовать работников при выполнении работ болеесложного характера, увеличивает сроки освоения новой технологии, предопределяет монотонный характер труда;
требуются значительные затраты сил и времени на подготовку обучающихся при их переходе на новый вид работы;
узкоспециализированное выполнение операций на современном оборудовании не обеспечивает его полной загрузки, что создает трудности в профессиональной подготовке обучающихся в производственных условиях.
Лит. Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева – М., 1996; Стариков И.М. Профессиональная подготовка рабочих в бригадах. – М., 1990.
С.Я. Батышев
155.33 кб