БРАЗИЛИЯ

Найдено 1 определение
БРАЗИЛИЯ
Brasil), федеративная Республика Бразилия, гос-во в Юж. Америке, Пл. (с островами) св. 8,5 млн. км2. Нас. св. 150,3 млн. чел. (1990). Офиц. яз. — португальский. Столица — г. Бразилия.
Первые нач. школы на терр. Б. основаны иезуитами в сер. 16 в., в них помимо закона божьего обучали чтению, письму и счету. В Рио-де-Жанейро, Пернамбуку и Баия были открыты ср. уч. заведения — коллегии с нач. школами при них. После изгнания иезуитов (1759) школы закрыли, стали создаваться светские школы. В 1827 издан закон об организации гос. нач. школ. В 1842 в страну вернулись иезуиты, влияние церкви на просвещение усилилось. После провозглашения республики (1889) Конституция 1891 объявила гос. школу светской, но фактически влияние церкви на школу не уменьшилось. В 1946 провозглашено обязат. бесплатное нач. 4-летнее обучение, однако в 1964 в школу поступило лишь 66% детей соответствующего возраста. Закон. 1971 увеличил срок обязат. обучения до 8 лет, централизовал и унифицировал шк. систему, ввел единую обязат. программу обучения, к-рая дополняется спец. курсами, отражающими специфику каждого штата.
Современная система образования включает учреждения дошк. воспитания детей от 2 до 6 лет, обязат. начальную (основную) 8-летнюю школу, ср. школы, проф. уч. заведения, вузы.
Организация и управление дошк. и нач. обучением находится в ведении муниципалитетов, ср. и высш. образование — под контролем федерального пр-ва, исполни-тельно-распорядит. органами которого выступают федеральное Мин-во образования и культуры и Федеральный совет по образованию. В каждом штате управ-ленч. функции выполняют местные советы по образованию. Разл. школы и проф. уч. заведения финансируются гос-вом и частным сектором. В сер. 80-х гг. на нужды образования выделялось ок. 2,9% ВНП. Сильное влияние на просвещение оказывает католич. церковь. В сер. 80-х гг. ок. 20% населения старше 15 лет было неграмотным, в т. ч. среди городского — ок. 18%, среди сельского — ок. 40%.
Дошк. учреждения — материнские школы (для детей 2—4 лет) и дет. сады (5—6 лет). В 1985 было ок. 10,4 тыс. дошк. учреждений (из них 46% — частные), к-рые посещало ок. 3 млн. детей. В 1987 в них насчитывалось св. 3,9 млн. детей.
Начальная (основная) 8-летняя школа обязательна для детей 7—14 лет. В 1988/ 1989 уч. г. имелось св. 201,5 тыс. нач. школ, в к-рых обучалось св. 26,8 млн. уч-ся (св. 76% детей соответствующего возраста), работало ок. 934, 3 тыс. учителей. В нач. школе высок процент второгодничества и отсева: из 7 млн. уч-ся, поступивших в 1-й к л., в 4-м кл. училось 2,2 млн. уч-ся. Обучение в гос. школах бесплатное.
Средняя школа — 3-летние колледжи с классич. или техн. уклоном, окончание к-рых дает право поступления в вуз В 1988/89 уч. г. имелось ок. 10,2 тыс. ср. школ, в них обучалось св. 3 млн. уч-ся, работало 229,1 тыс. учителей. Уч-ся колледжей с классич. уклоном изучают португ., лат., франц. или англ., исп. языки, математику, физику, химию, биологию, общую историю, общую географию, историю Б., географию Б., философию. В школах с техн. уклоном преподают те же дисциплины (за исключением лат. яз.), но больше времени отводится на изучение естеств. наук, в школах с классич. уклоном — философии.
Проф. подготовка квалифициров. рабочих осуществляется на базе основной школы в 2-летних ремесл. школах. Для подготовки рабочих существуют также спец. гос. службы, действующие в сотрудничестве с предпринимателями: Нац. служба пром. ученичества, Нац. служба торгового ученичества, Нац. служба с.-х. ученичества. Ежегодно при поддержке этих служб готовится до 1 млн. рабочих. Проф. обучение специалистов ср. звена осуществляется в 3—4-летних проф.-тех. ср. школах на базе основной школы. Окончившие их получают диплом специалиста ср. квалификации и право поступления в техн. вуз. Число учащихся в ср. проф.-тех. школах с сер. 60-х гг. увеличивается.
В 1967 были созданы спец. курсы по ликвидации неграмотности и проф. подготовки для работы в пром-сти (для лиц в возрасте 15—35 лет). В 1980 на них обучалось 2,4 млн. чел.
В вузах в 1988/89 уч. г. обучалось ок. 1503 тыс. студентов (из них св. 238 тыс. — в частных вузах). Гос. ун-ты делятся на федеральные ун-ты, ун-ты штатов и муниципалитетов. Прием абитуриентов производится на конкретную специальность, предусмотрено более целесообразное сочетание обязательных и факультативных предметов, унифицированы приемные экзамены в каждом штате.
Крупнейшие ун-ты (1989/90 уч. г.): Ун-т в Рио-де-Жанейро (осн. в 1920; 30 тыс. студентов, в составе ф-ты, ин-ты, центры, школы), Ун-т в Сан-Паулу (1934; 11 ф-тов, ок. 44,2 тыс. студентов, ф-ты, ин-ты, школы), Ун-т г. Бразилия (1961; 9 тыс. студентов, ф-ты, ин-ты, школы), Католический ун-т г. Камшшас (1941; 20 ф-тов и ин-тов, ок. 22 тыс. студентов).
Воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. школ готовят 3-летпие пед. ср. школы, работающие на базе начальной, а также функционирующие с 1961 спец. пед. гимназии (неполные ср. школы). Учителей ср. школ готовят ун-ты.
Лит.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; Культура Бразилии, М., 1981; Sander В., KlineD., Formalismo educacional en los paises en desarrollo. El caso ВгачПейо, Wash., 1974; С u n h a L. A. Edu-cacao o desenvolvimento social no Brasil, Rio de J., 1975; Fernandes F., A uni-versidade Brasileira: reforma ou revolucao?, Sao Paulo, 1975. Э. Г. Ермольева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
4.11 мб

XI международная бахтинская конференция (Бразилия, г. Куритиба. 21–25 июля 2003 г. )

Васильев Н.Л.
Читать PDF
269.95 кб

Высшее образование Бразилии в контексте эволюции политических режимов

Михальченкова Наталья Алексеевна
Развитие системы высшего образования в Бразилии неразрывно связано с трансформацией политических режимов.
Читать PDF
656.98 кб

Базовое образование педагогов в Бразилии: проблемы и возможности обучения студентов с ограниченными

Андрэ Луис Араужо Куниа, Присила Бранкинио Шавер
Бразильские образовательные законы, основные принципы LDB, конституция Бразилии гарантируют право на получение образования всем желающим и обеспечивают социальную интеграцию групп меньшинств.
Читать PDF
244.58 кб

Роль истории математики в подготовке преподавателей в Бразилии и математические традиции в России

Бернадете Морей, Тяпин Никита Александрович
Целью данной статьи является представление некоторых аспектов исследований, связанных с введением истории математики в обучение с точки зрения бразильского научного сообщества.
Читать PDF
310.98 кб

Национальный план образования Бразилии: история и современность

Попова Елена Сергеевна
Данная статья направлена на исследование целей и действий в сфере образования в Бразилии, предложенных национальными планами образования (PNE) на период с 2001 по 2024 г.

Найдено книг по теме — 1