БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич (р. 1941)
д-р физико-математических наук (1986), профессор (1987); один из членов-учредителей и действительный член РАО(1989; Отделение высшего образования), ректор РГПУ им. А.И. Герцена (1986), председатель (с 1992) Северо-Западного отделения РАО.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич
р 10 3 1941, с Куяган Алт края), физик, педагог, один из чл.-учредителей и акад. РАО (1992, акад АПН СССР с 1989), д-р физ.-матем. наук (1985), проф. (1987) Окончил физ.ф-т ЛГПИ (1963), преподавал там же В 1976—86 проректор по уч работе, с 1986 ректор ЛГПИ (с 1992 Рос. пед.ун-т) Пред. (с 1992) Сев.–Зап. отделения РАО. Исследовал проблемы непрерывного пед.образования. Предложил структуру и содержание подготовки специалиста в области образования, соответствующие личностно-ориентированной пед. парадигме. Разрабатывал компьютерные технологии обучения и пед.информатики. Инициатор создания и пред. (с 1992) уч. -методич. объединения вузов России по проблемам пед.образования. Осн. труды по физике полупроводников Авт. уч пособий по физике.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич
родился 10 марта 1941 г. в с. Куяган Алтайского края. Окончил в 1963 г. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. Кандидат физико-математических наук (1968), доцент (1972), доктор физико-математических наук (1985), профессор (1986). Академик Академии педагогических наук СССР (1989), академик-организатор Российской академии образования (1992). Академик Российской академии естественных наук (1996). В 1976– 1986 гг. – проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена. С 1986 г. – ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Инициатор создания Северо-Западного отделения Российской академии образования, с 1992 г. председатель его президиума, член президиума РАО.
С 1962 г., продолжая работы профессоров М.С. Космана и В.А. Извозчикова, Бордовский Г.А. лично и совместно с аспирантами и сотрудниками созданной им научно- исследовательской лаборатории развил новое научное направление в физике полупроводников и ди-электриков «Электронные процессы в позиционно-неупорядоченных материалах». В рамках этого направления были проведены широкомасштабные комплексные исследования кристалло-химических, структурных, оптических, электрических и фотоэлектрических свойств большой группы свинецсодержащих высокоомных полупроводниковых материалов, многие из которых синтезировались и идентифицировались впервые. В процессе этой работы был обнаружен и объяснен спонтанный фазовый переход в оксиде свинца, обнаружены фазовые переходы и установлен полиморфизм некоторых висмутатов свинца, показана роль позиционной неупорядоченности в этих фазовых переходах. Впервые изучен новый класс стеклообразных халькогенидных полупроводников с биполярной фотопроводимостью, установлено существование в них примесных атомов олова и железа с аномальной валентностью. Обнаружена и исследована пироэлектрическая активность ряда соединений.
Бордовским Г.А. внесен существенный вклад в термоактивационную спектроскопию высокоомных полупроводников. Им разработана феноменологическая теория термостимулированных токов при смешанном механизме рекомбинаций и предложена новаяметодика определения всего комплекса параметров центров захвата носителей заряда. На этой базе исследована энергетическая структура запрещенной зоны большого числа полупроводниковых соединений. Впервые был осуществлен теоретический расчет сложной зонной структуры оксидов свинца и висмута.
В результате работы научной школы Бордовского Г.А. был расширен круг перспективных фотопроводящих материалов высокочувствительных к видимому и рентгеновскому излучениям и обладающих рядом преимуществ по сравнению с другими аналогами (стабильность к внешним физическим условиям, радиационная стойкость и др.).
Результаты этих исследований в 70–80-е гг. внедрялись в научную и производственную практику на ряде предприятий страны. Частично они вошли в международный справочник Gmelins Наndbuс и др.
С конца 80-х гг. Бордовский Г.А. разрабатывает проблемы педагогического образования. Основные педагогические и научно-методические направления этой деятельности ученого развиваются в трех аспектах: система непрерывного педагогического образования, современные информационные технологии обучения, содержание и методика фундаментальной естественнонаучной подготовки современного учителя.
Для Бордовского Г.А. характерен комплексный подход к изучаемым проблемам, которые рассматриваются, как правило, в концептуальном, содержательном и методическом планах. Под его руководством и при непосредственном участии разработана и успешно реализуется концепция современного педагогического образования, которая раскрывается в научной программе «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования». Новизна программы заключается в том, что она направлена на создание целостной системы непрерывного педагогического образования, обладающей гибкостью, интегративностью, открытостью, динамичностью.
С 1993 г. под руководством Бордовского Г.А. выполняется региональная комплексная программа «Образование и образовательные системы Северо-Запада России», которая способствует консолидации усилий как отдельных ученых, так и научных коллективов учебных заведений, научно-исследовательских институтов и культурно-образовательных центров Северо-Запада для решения крупных научных проблем.
Бордовский Г.А. разработал концепцию высшего педагогического учебного заведения нового типа – педагогического университета, которая реализуется в преобразованном по его инициативе Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Большие и плодотворные усилия он прилагает для организации и обеспечения коллективного сотрудничества педагогических вузов России по обновлению системы педагогического образования.
Бордовским Г.А. лично и в соавторстве опубликовано более 200 научных работ, среди которых монографии, учебные и методические пособия, авторские свидетельства на изобретения, статьи и тезисы докладов.
Соч.: Физика. Учебное пособие. – Л., 1973; Информатика в терминах и понятиях. Книга для учащихся средних школ. – М., 1991. – (В соавт.); Термоактивационная токовая спектроскопия высокоомных полупроводников и диэлектриков. – М., 1991. – (В соавт.); Электронно-коммуникативные средства и технологии обучения. Учебное пособие. – СПб., 1995. – (В соавт.); Естественно-неупорядоченный полупроводниковый кристалл. – СПб., 1997. – (В соавт.).

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.