БОЛГАРИЯ

Найдено 1 определение
БОЛГАРИЯ
Белгария), Республика Болгария, гос-во на Ю. Европы на Балканском п-ове. Пл. 111 тыс. км . Нас. 8,99 млн. чел. (1990); ок. 86% — болгары. Офиц. яз. — болгарский. Столица — София.
Первые школы в Б., церковные и монастырские, были открыты в 9 в. изгнанными из Моравии учениками Кирилла и Мефодия. Обучение в них велось на древ-неслав. языке. наиб. известными были Охридская школа (осн. в Македонии Климентом Охридским) и Преславская (осн. Наумом в Преславе), к-рая в 10 в. стала придворной Академией, ее виднейшими представителями были Иоанн Экзарх, Константин Преславский, Черноризец Храбр. В 10—12 вв. просвещение распространялось через секты богомплов, среди к-рых было много грамотных. В 13—14 вв. существовало 2 вида школ — элементарные и высшие. В первых элементарных школах учили чтению, письму, религии, христианской морали, в высших изучали также риторику, философию, физиологию. В качестве средства нравств. усовершенствования применялся физич. труд. Ко 2-й пол. 14 в. нек-рые из высш. школ начали приобретать характер науч. учреждений (Килифаревская и особенно Тырновская, осн. патриархом Евфимием Тырновским).
Период османского господства (1396- 1878) прервал развитие просвещения и культуры в Б. Стал насаждаться ислам. Слав. школы оставались только при монастырях для подготовки лиц духовного звания. В 16 в. в Софии было неск. школ, в к-рых помимо священников готовили т. н. грамматистов, переписчиков книг, иконописцев. В 17—18 вв. распространенным типом школ стали т. н. ки-лийные школы (от килия — келья). Учителями в них были монахи, священники, церковные служки, а также ремесленники, корчмари и др. Число учащихся в таких школах редко достигало 20—30 чел., учитель индивидуально занимался с учениками, обучая их чтению религ. книг, в меньшей степени письму и начаткам счета. Учитель в зависимости от успехов ученика получал вознаграждение. В кон.
18 -нач. 19 в. начали распространяться греч., славяно-греч., а затем и болг. нач. школы, использовавшие систему взаимного обучения. наиб. известность получила Габровская школа, созданная в 1835 по инициативе В. Априлова. В 1873 она стала первой болг. гимназией. В 40-х гг.
19 в. появились первые жен. школы. После освобождения от османского ига (1878) развитие образования значительно ускорилось. В 1880 было провозглашено обязат. 4-летнее нач. обучение, начали открываться ср. общеобразоват. и проф. школы, в 1888 первая высш. школа (София, в 1904 реорганизована в ун-т). Закон. 1921 установил продолжительность обязат. обучения в 7 лет (4 года нач. школа и 3 года прогимназия). В шк. систему входили также гос. и частные гимназии, классич. и реальные. Курс полного ср. образования занимал 12 лет. После воен.-фаш. переворота 1934 мн. демокр. элементы в системе образования были отменены. Реальные гимназии преобразованы в реальные уч-ща, фактически тупиковые. В городах открывались т. н. гимназии 2-й ступени, также как и реальные уч-ща не дававшие права на поступление в вузы. На основе курса обязат. обучения действовали разл. проф. уч. заведения. К 1939 насчитывалось всего 5 вузов. Работали св. 200 дошк. учреждений, гл. обр. частных (ок. 10 тыс. воспитанников).
В Нар. Республике Болгарии (1944- 1990) школа была отделена от церкви, ликвидированы частные уч. и воспитат. учреждения. В единую гос. систему образования были включены школы для детей нац. меньшинства (турецкие, цыганские и др.), все дошк. учреждения. К 1949 охват детей нач. школой составил ок. 97%. С 1950 по пост, пр-ва НРБ гимназии и школы обязат. обучения стали объединяться. По закону 1959, ставившему целью укрепление связи школы с жизнью, дошк. воспитание стали осуществлять не только специализиров. учреждения, но и приготовит, классы, объединенные с нач. школами. Обучение на осн. ступени шк. курса устанавливалось в 8 лет; в полной ср. школе — 12 лет. Уже в нач. школе (1—4-е кл.) вводилось трудовое обучение. В 50—70-х гг. Значит. развитие получила сеть высших и ср. спец. уч. заведений.
В кон. 50-х гг. упразднены школы для нац. меньшинств; фактически сохранялось (до нач. 80-х гг.) только факультативное преподавание родного языка учащимся-туркам. В 70-е гг. взят курс на переход к всеобщему ср. образованию. Длительность обязат. обучения устанавливалась в 10 лет. В 80-х гг. фактически действовали параллельно 2 модели шк. образования, одна из к-рых (с 8-летним осн. обучением) находилась в стадии ликвидации, другая (с 10-летним базовым курсом) — в стадии становления. В 1990 нормативные док-ты, регулировавшие деятельность школы, признаны не соответствующими изменениям в обществ.-полит. жизни страны. В обстановке отказа от идеологизации гос. жизни, перехода к многопартийности и к новой ориентации на традиц. нац. и общечеловеческие ценности в 1991 принят Закон о шк. образовании.
Современная система образования включает дошк. учреждения для детей 3—6 лет; единую школу, в к-рой выделяются 2 ступени: базовая — начальная (4 года) и неполного среднего (4 года) — и полного ср. образования; проф. и высшие (в т. ч. неполные высшие) уч. заведения. Функции координации деятельности уч. заведений возложены на Мин-во образования и науки, созданное в 1991 вместо двух отраслевых мин-в: нар. просвещения и науки и высш. образования. Мин-ву подведомственны 28 региональных инспекторских управлений. Законом разрешено создание как гос., так и обществ. и частных уч.-воспитат. учреждений. Предусмотрена система их гос. аккредитации.
В нач. 90-х гг. во всех типах д о-школьных учреждений воспитывалось св. 300 тыс. детей; в дет. садах и т. п. было занято ок. 30 тыс. пед. работников.
Общее образование. Возраст обязат. обучения установлен от 6—7 до 16 лет. Осн. предметы нач. школы: родной язык, основы математики, природоведение, физич. воспитание; на интегра-тивной основе преподаются история, основы эстетич. культуры, худож. и техн. творчества. На ступени базового образования добавляются расширенные курсы родного языка и лит-ры, нац. и всемирной истории; вводится изучение иностр. яз., систематич. курсов естеств.-матем., обществоведч. и гуманитарных предметов. Успешность обучения контролируется экзаменами при переходе со ступени на ступень. Для учащихся предусмотрены разл. варианты получения общего образования: в полной ср. школе (или гимназии) или в проф. уч. заведении.
Базовые и полные ср. школы находятся в ведении органов местного самоуправления. Школы конкретизируют осн. положения уч. программ применительно к экон. и социальным условиям своего региона и с учетом интересов учащихся. Школы получили право самостоятельно определять цели и методы обучения. Дифференциация обучения может охватывать от 50 до 80% содержания программ. Предусмотрено преподавание предметов по выбору учащихся, профилирование обучения и т. п., однако программа общего образования не предусматривает проф. подготовки учащихся.
В кон. 1991 насчитывалось св. 3,3 тыс. нач. школ (св. 330 тыс. уч-ся), 2,8 тыс. неполных ср. школ (ок. 590 тыс. уч-ся). В них было занято св. 66 тыс. учителей. Полное ср. образование давали св. 500 общеобразоват. школ (более чем 70 тыс. уч-ся).
Профессиональное образование. Первые профшколы появились во 2-й пол 19 в. наиб. известной была Свищовская частная торговая школа, осн. в 1873. На основании закона 1880 были созданы ср. профшколы, число к-рых особено увеличилось после принятия закона 1921. Шк. закон. 1948 ввел в систему проф. образования (после 7 лет обучения) школы трудовых резервов и фабрично-заводского ученичества со сроком обучения 1—3 года, а также техникумы (3—5 лет обучения). Законом 1959 «Об усилении связи школы с жизнью» наряду с существовавшими профшколами (работавшими на базе 8-летнего обязат. обучения) организованы ср. проф-уч-ща со сроком обучения от 1 до 5 лет на базе полной ср. школы. После 1979 техникумы преобразованы в центры повышения квалификации, к-рые готовят специалистов в течение 2 лет. Фактически в течение 80-х гг. продолжалась работа как ср. профуч-щ, так и техникумов. В 1990 разработан их примерный устав.
В нач. 90-х гг. действовало св. 600 проф. уч. заведений, дававших общее ср. образование (св. 310 тыс. уч-ся). Среди них — 13 худож. школ и т. п. (3,3 тыс. уч-ся).
Высшее образование. В систему высш. уч. заведений входят высшие (от 4 до 6 лет обучения) и неполные высшие уч. заведения (2-Згода). В нач. 90-х гг. в 30 вузах обучалось св. 150 тыс, студентов и работало св. 20 тыс, преподавателей. Имелось св. 40 неполных высших уч. заведений (ок. 30 тыс. студентов). Крупнейшие вузы: в Софии — ун-т «Климент Охридский» (11 ф-тов, 9,6 тыс. студентов), механико-электротехн. ин-т (осн. в 1953; 11 ф-тов, 9 тыс. студентов), экон. ин-т (1920; 6 ф-тов, св. 7 тыс. студентов); в Тырново — ун-т «Кирилл и Мефодий» (1971; св. 3 тыс. студентов); в Пловдиве — ун-т «Паисий Хилендарский» (1961; 4 ф-та, 3,3 тыс. студентов). К числу неполных высших уч. заведений относятся 16 учительских ин-тов (11,3 тыс. уч-ся и 860 преподавателей), ин-т связи, библиотечный ин-т и др.
Педагогическое образование. Подготовка учителей нач. классов осн. школ и воспитателей дошк. учреждений осуществляется на базе 12-летней школы в неполных высших уч. заведениях с 2-летним курсом обучения, учителей-предметников для 5—8-го кл. с 3-летним курсом обучения, преподавателей 9—12-го кл. и гимназий- на соответствующих ф-тах ун-тов и в Высш. пед. ин-те в г. Шумен, Повышение квалификации учителей ведется в ин-тах усовершенствования учителей, в высш. уч. заведениях, готовящих учителей, при окружных пед. кабинетах, метод. объединениях и пр.
Педагогическая мысль и педагогические научные учреждения. С началом нац. возрождения в Б. (2-я пол. 18 в.) выдвигаются идеи светской школы и обучения на родном языке. В кон. 18 — нач. 19 вв. ученые-просветители Паисий Хилендарский, Софроний Врачанский, П. Берон, В. Априлов, Неофит Риль-ский издают книги на болг. яз. и переводят на болг. яз. книги с др. языков. Большое значение имело для болг. просвещения издание Бероном «Букваря». (1824). В 40-х гг. 19 в. возросло культурное влияние России на Б. Мн. болгары получали образование в России и, возвращаясь на родину в качестве шк. учителей, применяли в школах рус. пед. методы преподавания по классно-урочной системе, обучения грамоте по звуковому методу. Борцы за освобождение Б. от тур. ига Г. Раковский, Л. Караеелов, X. Бо-тев и др. большое внимание уделяли вопросам нар. образования, выступали за демократизацию школы, за светскую направленность обучения. В первые годы после освобождения от османского ига болг. школа развивалась под влиянием демокр. идей М. Дринова, назначенного руководителем ведомства нар. просвещения и духовных дел. В кон. 19 — нач. 20 вв. большое распространение в болг. педагогике получило гербартиан-ство, а затем идеи трудовой школы, свободного воспитания и др. пед. течения. Значит. распространение среди болг. педагогов получили труды П. Майкова. В кон. 19 — нач. 20 вв. в Б. стали известны марксистские пед. идеи, пропагандистами к-рых были Д. Благоев, Л. Кандев, Т. Павлов и др., активно выступавшие за расширение бесплатного обучения в школах и в защиту социальных интересов болг. учителей. Положит. отклик в Б. нашли декреты и постановления в области нар. образования, изданные в России после Окт. революции. В 1920- 23 были проведены нек-рые демокр. преобразования в области просвещения (закон. 1921). После 1944 пед. наука в Б. стала развиваться на марксистско-ленинской методологии, основе. Гл. направлением Н.-и. практич. деятельности было строительство социалистич. школы. В 1945 в системе Болг. АН открыт Ин-т философии, в к-ром имелась секция педагогики; в 1950 создан Пед. ин-т при Болг. АН (с 1977 — НИИ общего образования «Тодор Самодумов», с 1989 — НИИ образования), — осн. центр пед. исследований. Пе-риодич. издания по педагогике: «Народна просвета» (с 1945; в 1991 преобразован в журн. «Педагогика»), «Отеврено образование» (с 1991).
Лит.: История на образование и педагогическата мисел в Белгарии, т. 1, София, 1975; Школа европ. стран социализма. Послевоенное развитие и совр. проблемы, М., 1976; Воспитат. работа в школах стран социализма. Вопросы теории и практики, М., 1982; Ч а-к ы p о в Н., Совр. школа и педагогика в Нар. Республике Болгарии, пер. с болг., М., 1987; Стоянов П., Социально-пед. система в Нар. Республике Болгарии, пер. с болг., М., 1988. Г. А. Касвин,

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
141.69 кб

Система накопления и трансферта кредитов в вузах Республики Болгария

Меразчиев Васил
Читать PDF
380.87 кб

Особенности профессиональной подготовки государственных служащих в Республике Болгария

Арабаджийски Николай
Целью настоящей статьи является анализ опыта правового регулирования централизованного обучения для повышения профессиональной подготовки государственных служащих Республики Болгария.
Читать PDF
393.85 кб

Международная научная школа «Парадигма». Лето - 2015 (Варна, Болгария): Предисловие к тому 5 «Педаго

Слюсаренко Н. В., Чупров Л. Ф. , Янакиева Е. К.
Обзорная статья по библиографии работ летней научной школы «Парадигма» (Варна, Болгария, 20-23 августа 2015 г).
Читать PDF
214.28 кб

Обеспечение учебного процесса преподавательскими кадрами в вузах Болгарии и Польши (1944-1989 гг. )

Петровская Оксана Васильевна
В статье дан анализ количественных показателей кадровой политики в системах высшего образования двух стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
Читать PDF
266.24 кб

Система селекции в высшие учебные заведения Болгарии и Польши: социалистический опыт (1948-1989 гг.

Петровская Оксана Васильевна
Статья посвящена эволюции политики формирования студенческого контингента в Болгарии и Польше.
Читать PDF
276.36 кб

Высшая школа Болгарии и Польши в 1944-1989 гг. : проблемы финансирования и материального обеспечения

Петровская Оксана Васильевна
В статье сделана попытка компаративного анализа развития материальной базы высшей школы Болгарии и Польши в 1944-1989 гг. Выделяются особенности и приоритетные направления финансирования систем высшего образования.
Читать PDF
96.91 кб

Проект «Открытая линия» для русистов Болгарии

Читать PDF
176.25 кб

Проектирование математического познания ребенка в системе дошкольного образования в Болгарии

Янчева В.Я.
Читать PDF
20.84 мб

В Болгарии завершилась научно-практическая сессия по обучению русскому языку как иностранному

Читать PDF
381.25 кб

Становление сравнительной педагогики как научной области и университетской дисциплины в Болгарии (19

Назаренко Александра Викторовна
В статье рассматриваются предпосылки появления и развитие в Болгарии сравнительной педагогики как отдельной научной отрасли и университетской дисциплины.
Читать PDF
303.21 кб

Специфика использования интегрированных форм обучения в школах Болгарии

Цветанова-чурукова Лидия
Предметом анализа в настоящем исследовании являются многообразные интегрированные формы обучения и различные варианты объединения их содержательных компонентов в процессе использования информационных технололгий.
Читать PDF
178.38 кб

Управление в стиле позитивного лидерства в среднем образовании Болгарии через школьное самоуправлени

Ушева Мариана Николова
Рассматривается обучение управлению в стиле позитивного лидерства.
Читать PDF
21.04 мб

В Болгарии завершилась научнопрактическая сессия по обучению русскому языку как иностранному

Читать PDF
143.55 кб

Биографический метод в обучении русскому язьіку студентов-нефилологов в Болгарии

Капинова Елизавета Самойловна
В статье рассматривается проблема использования биографического метода в методике преподавания иностранного (русского) языка, определяется его место и взаимодействие с другими методами в системе иноязычной подготовки студентов в н
Читать PDF
0.00 байт

Даилог в истории через новое поколение учебников для средней школы в Болгарии

Кушева Румяна
В статье рассматривается модернизация исторического образования в Болгарии на примере реализации в последных 10 -12 лет новой концепции учебников, тетрадей и рабочих листов. Представлены новшества в конструировании учебников.