БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич (1857-1941)
языковед, методист (русский и татарский языки), член-корреспондент Петербургской АН (с 1915) и АН СССР. Создал первую в России экспериментальную фонетическую лабораторию. Разработал методическую систему преподавания русского языка в татарской школе, модель обучения правописанию.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич
7(19).4.1857, Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, — 23.12.1941, Казань], языковед, методист. (рус. и тат. языки), ч.-к. АН СССР (Петерб. АН с 1915), проф. (1886). По окончании ист.-филол. ф-та Казанского ун-та (1880) преподавал в нач. классах Казанской татарской учительской семинарии (1881—84). Ученик и единомышленник И. А. Бодуэна де Куртенэ, Б. в работах по общему и сравнительно-ист. языкознанию развил характерное для казанской лингвистич. школы акустико-физиол. и психол. понимание языка, исследовал природу и ист. эво-люцию фонетич. явлений в рус. яз., роль семантики в рус. словообразовании, морфологии и синтаксисе, слоговую «силлабическую» традицию отеч. графики и др. Созданные в результате этих исследований «Очерки по языковедению и рус. языку» (1901), «Общий курс рус. грамматики» (1904) рекомендовались как учебники для самообразования и доп. пособия в шк. обучении. Отличит, их особенностью было последоват. стремление автора приблизить шк. грамматику к совр. уровню науч. знаний, освободить практику преподавания от формализма и схоластики. Б. разработал метод. систему изучения родного языка, к-рая поддерживала у учащихся интерес к предмету, стимулировала их творческую активность и самодеятельность. С этой целью Б. предложил основанные на эвристич. подходе типовые стилистич. упражнения и грамматич. задачи, материал к-рых последовае тельно менялся — от разговорной речи к письменным лит. образцам. Тщательное лингвистич. изучение текста, по мнению Б., являлось необходимой ступенью анае лиза образной структуры, стиля худож. произведений, авторской позиции и т. д. Др. направление науч.-пед. деятельности Б. связано с иссл. проблем прикладной лингвистики и применением эксперим. методов в языкознании. Б. — основатель первой в России кафедры эксперим. фонетики при Казанском ун-те (1906). На основе анализа малограмотных написаний создал приблизительную модель обучения правописанию. Разработал метод. систему преподавания рус. яз. в тат. школе, построенную на сопоставлении разл. лингвистич. явлений, учете особенностей родного языка учащихся и типологии акцента, концентрич. принципе расположения материала. Обосновал ведущее положение грамматики, особую роль перевода и постановки правильного произношения.
Соч.: фонетика рус. яз. в свете эксперим. данных, Каз., 1930; Введение в тат. языкознание в связи с др. тюркскими языками, Каз.; О преподавании рус. грамматики в тат. школе, Каз., 1951"; Статьи по нач. преподаванию рус. грамматики и изучению худож.-лит. произведений, Каз., 1919.
Лит.: Ильинский Г., Заслуги проф. В. А. Богородицкого в области языковедения, «Вестник науч. об-ва татароведения», 1927, Тарифянова Р., В. А. Богородицкий об изучении рус. языка в тат. школе, РЯНШ, 1957, № 2; М о и с с е в А. И., В. А. Богородицкий (1857 — 1941), РЯШ, 1966. № 6; А с а д у л л и и А. ГЛ., Из опыта преподавания рус. языка в тат. школе, Каз., 1981, гл. 3; M и p о и о с и ц к ая А. Н., Библиография, указатель трудов В. А. Бо-городицкого, в кн.: Труды Ин-та языкознания АН СССР, т. 2, М., 1953.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия