БОГДАНОВ Анатолий Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОГДАНОВ Анатолий Петрович (1834-1896)
зоолог и антрополог, один из основателей антропологии в России, член-корреспондент Петербургской АН (1890). Популяризатор естествознания. По его инициативе осн. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864; президент с 1886), организованы этнографическая (1867), политехническая (1872) и антропологическая (1879) выставки, положившие начало политехническому и антропологическому музеям в Москве. Автор университетского курса лекций по зоологии, изданного в качестве учебника для средней школы ("Зоология и зоологическая хрестоматия...", в. 1-3, 1862-65).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БОГДАНОВ Анатолий Петрович
1(13). 10.1834, Нижнедевицкий у. Воронежской губ., — 16. (28).3.1896, Москва], зоолог и антрополог, один из основателей антропологии в России, популяризатор естествознания, ч.-к. Петерб. АН (1890). Окончил отделение естеств. наук Моск. ун-та, с 1858 преподавал там же (с 1867 проф.). По инициативе Б. основаны Об-во акклиматизации животных и растений (1857), Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864, през. с 1886), организованы этнографич. (1967), политехн. (1872) и антропол. (1879) выставки, положившие начало политехн. и антропологич. музеям в Москве.
Метод. взгляды Б. отражает его университетский курс лекций по зоологии, изданный в качестве учебника для ср. школы («Зоология и зоол. хрестоматия», в. 1—3, 1862—65). Учебник построен по иерархич. принципу (от низших организмов к высшим). В нем впервые предложено экологич. направление в обучении биологии (изучение животных в связи с условиями их обитания), применялся «мо-нографич. метод» изложения (впоследствии «метод типов»), получивший распространение в кон. 19 в. и в наст. время преобладающий в отеч. уч. лит-ре по зоологии. Б. был предложен метод обучения зоологии — практич. занятия, получивший широкое применение лишь в 20 в. Попытка Б. дать учащимся понятие о фи-логенетич. развитии животного мира, в частности познакомить их с учением Дарвина, являлась первым опытом внесения элементов эволюционизма в курс ср. школы. Переводил с зап.-европ. языков и издавал труды и учебники по биологии.
Лит.: Райков Б. Е., Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 4, М. — Л., 1959 (библ.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия