БЛАНКИ ЛУИ ОГЮСТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЛАНКИ (Blanqui) ЛУИ ОГЮСТ
1805-1881) французский революционер, коммунист-утопист. Б. и его сторонники (бланкисты) занимали решительные антиклерикальные позиции, выступали против католического влияния на школу, за светское демократическое образование. Б. разработал оригинальную программу, включающую всеобщее образование (с 5 до 15 лет), новые предметы в учебном курсе народной школы (география, космография, физика, химия и др.). План Б. также включал организацию на новых принципах системы учреждений, дававших среднее и высшее образование.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЛАНКИ Луи Огюст
1.2. 1805, Пюже-Тенье, близ Ниццы, — 1.1.1881, Париж), франц. революционер, коммунист-утопист. Под влиянием идей Г. Бабефа в нач. 30-х гг. Б. пришел к ком-мунистич. убеждениям и стал главой полит. течения (бланкизма), к-рое связывало успех революции с заговором сплоченной орг-ции революционеров. Б. — организатор ряда тайных респ. об-в, участник революций 1830 и 1848, парижских восстаний 1839 и 1870. 37 лет провел в тюрьмах. В 1871 находился в заключении и заочно избран членом Парижской Коммуны. Считал решающей силой ист. прогресса просвещение, к-рое порождает дух протеста против старого общества, а после революции будет способствовать проведению социальных преобразований.
Б. и бланкисты занимали решительные антиклерикальные позиции. Б. вскрыл социальные последствия закона Ф. Фаллу (1850), отдавшего школу под опеку церкви, выступал против католич. конгрегации, к-рые «сеют мрак и гасят свет в школах». Наметил программу новой системы образования, включающей всеобщее образование с 5 до 15 лет, новые предметы в уч. курсе нар. школы: геометрию, космографию, геологию, физику, химию, географию, историю, рисование; подобного курса не имела нар. школа ни в одной из стран. По планам Б., на новых началах должны быть созданы уч. заведения, дающие ср. и высш. образование, широко развито проф. обучение. В кон. 19 — нач. 20 вв. идеи Б. способствовали развитию движения за светскую и демокр. школу во Франции.
Соч.: Critique sociale, t. 1 — 2, Р., 1885; в рус. пер. — Избр. произв., М., 1952.
Лит.: Ф p у м о в С. А., Франц. школа и борьба за ее демократизацию. 1850—1870, М., 1960; Dommanget M., Les idees politiques et sociales dAuguste Blanqui, P., 1957; его ж e, A. Blanqui, P., [1969]. С. А. Фрумов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия