БЛАЙДЕН ЭДУАРД УИЛМОТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЛАЙДЕН (Blyden) ЭДУАРД УИЛМОТ
1832-1912) западноафриканский просветитель, педагог, историк, лингвист. Сформулировал осн. положения концепции африканизации школьного обучения; пытался воплотить ее в жизнь в колледже "Либерия" (осн. в 1862, ныне Университет Либерии).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЛАЙДЕН Эдуард Уилмот
3.1.1832, Сент-Томас, Виргинские о-ва, Вест-Индия, — 7.2.1912, Фритаун, Сьерра-Леоне), зап.-афр. просветитель, педагог, историк, лингвист. В 1854 окончил ср. школу в Либерии. В разные годы работал там преподавателем и директором в ср. школах и колледжах. В 1864—71 мин. иностр. дел Либерии. Б. был одним из образованнейших людей своей страны.
В преодолении отсталости Африки Б. отводил важную роль развитию образования. Выступал против попыток принудит, европеизации африканцев через школу. По его мнению, афр. народы, овладевая достижениями европ. культуры и науки, должны сохранять свою самобытную культуру, искать свои пути развития.
Б. сформулировал осн. положения концепции африканизации шк. обучения, намного опередившей его время а нашедшей практич. применение в большинстве афр. гос— в после провозглашения их независимости. Он предлагал отказаться от европ. и амер. уч. лит-ры, к-рая воспитывала у афр. детей комплекс расовой неполноценности, изучать местные языки, считая это средством развития просвещения и сближения всех африканцев.
Нек-рые идеи Б. попытался воплотить в жизнь в колледже «Либерия» (осн. в 1862, ныне Ун-т Либерии). В уч. планы был включен араб. яз., планировалось перейти к изучению местных языков, придать практич. направленность образованию и др.
Соч.: The Liberian scholar, Wash., 1900; The Negro in ancient history. L. — Wash. 1969; Black spokesman. Selected published writings, ed. by H. R. Lynch, L., 1971.
Лит.: Френкель М. Ю., Обществ. мысль брит. Зап. Африки во второй пол. XIX в., М., 1977. В. П. Борисенков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия