Благотворительность
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
филантропия, специфическая форма гуманизма, совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи нуждающимся людям.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Благотворительность
этическая категория, обозначающая совершение добродетели. Это - оказание частным лицам, организациям или предприятиям безвозмездной материальной помощи бедным и нуждающимся людям, организациям.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Благотворительность
в узком смысле – это оказание частными лицами и организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы и более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию). (сср)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
(букв. творить (совершать) благо людям; любовь кого-либо к людям)общественное движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, общества. В основе этих действий – стремление проявить любовь к нуждающемуся человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь, психологическую поддержку социально незащищенному гражданину.
Выделяются три формы благотворительности: милостыня, богадельня, попечительство.
Выделяются три формы благотворительности: милостыня, богадельня, попечительство.
Благотворительность
гр. – филантропия) – вид общественной деятельности по оказанию добровольной помощи конкретным нуждающимся людям, обществам, организациям. По сути – это заступничество за бедных, сирых, немощных, больных. Благотворительная деятельность может выражаться также в поощрении и стимулировании успехов, инициатив, направленных на благо человека и общества, на развитие или реформирование чего бы то ни было. Заниматься благотворительностью могут физические и юридические лица, сохраняя бескорыстие, безвозмездность (возможны льготные условия) своей помощи. В советское время религиозным организациям, в том числе и Русской Православной Церкви, было запрещено заниматься благотворительностью, хотя главным принципом их деятельности было и есть любовь к ближнему, помощь ему. Дореволюционный опыт ныне возрождается: создаются богадельни, приюты, кассы взаимопомощи, проводятся акции милосердия. Развитие благотворительности показывает уровень присутствия у людей в обществе нравственного самосознания. Данный термин в русскую речь ввел Н.М. Карамзин.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
филантропия (от греч. philanthropia – человеколюбие) – организованная, нередко институционализированная и, как правило, негосударственная деятельность, направленная на оказание помощи (в первую очередь материальной) нуждающимся людям. Обычно отношения Б. характерны между людьми, не связанными родственными и иными жесткими узами, которые предполагают взаимопомощь и поддержку, или различающимися по социальному и материальному положению. Б. свершается людьми, признающими общегуманистические идеи любви к ближнему. Исторически Б. возникла из обычаев взаимопомощи, существовавших в первобытном обществе. Б. распространилась в Древнем Риме в результате резкого социально- классового расслоения общества. Как форма помощи (например, общественная раздача денег, трапезы и т.п.), порой вынужденной, богатых людей неимущим, Б. была способом смягчения социальной напряженности. И в этом смысле Б., безусловно, можно рассматривать как одну из истинных форм гуманизма.
Б. стала объектом критики со стороны многих мыслителей различных направлений. Наиболее радикально выступали представители социалистической критики. Например, П. Лафарг в эссе «О благотворительности» утверждал, что Б. бессмысленна и безнравственна, так как не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей и является в морально-психологическом плане самообманом эксплуататоров и обманом эксплуатируемых. Он также подчеркивал, что в капиталистическом обществе Б. выступает разновидностью весьма выгодного бизнеса, формой воздействия на массовое сознание. В художественной литературе, публицистике преобладала так называемая фельетонистская критика, обращавшая внимание на тот факт, что организация и реклама филантропических акций стоит дороже действительной помощи нуждающимся. Предметом этой критики по сути являлась не сама Б., а конкретные люди, ее осуществляющие. Наконец, с позиций «утилитаристской» критики ставился вопрос о справедливости Б. Выразители таких взглядов утверждали, что милостыня (но не помощь) потворствует лености, безделью, получению благ, не опосредованных трудом и порождает новых обездоленных. Следовательно, Б. должна выражаться не в распределении материальных благ, а в конкретной социальной помощи людям, например содействие получению ими образования, профессии, работы и т.п.
Этическая критика также придерживалась точки зрения, что Б. должна проявляться в реальной помощи человеку, соучастии в его судьбе. Истинная Б. не может быть чисто внешней, а тем более единовременной.
Благотворительная деятельность заняла важное место в общественной жизни многих стран.
В советском обществе 20–80-х гг. взгляды на благотворительную деятельность постепенно менялись: от полного отрицания до терпимости и признания ее не только средством помощи наименее социально защищенным слоям населения, но и важной формой общественной активности и нравственного самовоспитания. Закономерным стало возникновение во второй половине 80-х гг. различных благотворительных фондов и организаций, проведение благотворительных акций, в т.ч. в пользу воспитанников детских домов и интернатов, детей, пострадавших в стихийных бедствиях, при авариях и др.
Р.Г. Апресян
Б. стала объектом критики со стороны многих мыслителей различных направлений. Наиболее радикально выступали представители социалистической критики. Например, П. Лафарг в эссе «О благотворительности» утверждал, что Б. бессмысленна и безнравственна, так как не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей и является в морально-психологическом плане самообманом эксплуататоров и обманом эксплуатируемых. Он также подчеркивал, что в капиталистическом обществе Б. выступает разновидностью весьма выгодного бизнеса, формой воздействия на массовое сознание. В художественной литературе, публицистике преобладала так называемая фельетонистская критика, обращавшая внимание на тот факт, что организация и реклама филантропических акций стоит дороже действительной помощи нуждающимся. Предметом этой критики по сути являлась не сама Б., а конкретные люди, ее осуществляющие. Наконец, с позиций «утилитаристской» критики ставился вопрос о справедливости Б. Выразители таких взглядов утверждали, что милостыня (но не помощь) потворствует лености, безделью, получению благ, не опосредованных трудом и порождает новых обездоленных. Следовательно, Б. должна выражаться не в распределении материальных благ, а в конкретной социальной помощи людям, например содействие получению ими образования, профессии, работы и т.п.
Этическая критика также придерживалась точки зрения, что Б. должна проявляться в реальной помощи человеку, соучастии в его судьбе. Истинная Б. не может быть чисто внешней, а тем более единовременной.
Благотворительная деятельность заняла важное место в общественной жизни многих стран.
В советском обществе 20–80-х гг. взгляды на благотворительную деятельность постепенно менялись: от полного отрицания до терпимости и признания ее не только средством помощи наименее социально защищенным слоям населения, но и важной формой общественной активности и нравственного самовоспитания. Закономерным стало возникновение во второй половине 80-х гг. различных благотворительных фондов и организаций, проведение благотворительных акций, в т.ч. в пользу воспитанников детских домов и интернатов, детей, пострадавших в стихийных бедствиях, при авариях и др.
Р.Г. Апресян
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.