БИХЕВИОРИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БИХЕВИОРИЗМ
одно из ведущих направлений в американской психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв., предметом которого является поведение человека как его реакция на внешние стимулы.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

БИХЕВИОРИЗМ
направление в психологии XX в., игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.

Источник: Педагогический словарь

БИХЕВИОРИЗМ
(англ. behavior поведение), направление в американской психологии, рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения, которое трактуется широко как все виды реакции организма на стимулы внешней среды.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

БИХЕВИОРИЗМ
направление в американской психологии, в центре которого рассматривается прежде всего поведение человека с точки зрения реакций, возникающих в ответ на воздействия стимула внешней среды, двигательных, словесных и эмоциональных ответов (реакции), а не сознание.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Бихевиоризм
[англ. behaviour – поведение] – одно из направлений психологии XX в. (гл. обр., американской), считающее предметом психологии не сознание, а поведение, т.е. сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность физиологических реакций организма на стимулы внешней среды.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

БИХЕВИОРИЗМ
(англ. behaviour) – поведение, психологическая теория, описывающая поведение. Психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Бихевиоризм
(от англ. behaviour — поведение) — учение, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант, а также способы влияния на поведение человека, изучается его зависимость от внешних материальных стимулов. Зарождение данного направления связано с экспериментами американских исследователей начала XX века. Основателем бихевиоризма считается американский ученый Д. Уотсон.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Бихевиоризм
направление в психологии, определяемое как «наука о поведении». Создан американским психологом Дж.Уотсоном в начале XX в. Поведение рассматривается как реакция на внешний стимул, посредством которого происходит приспособление индивида к окружающему миру. С точки зрения классического Б. практически все поведение человека является результатом прижизненного научения, формирования разнообразных поведенческих навыков. В необихевиоризме особое значение придается внутренним психическим факторам — мотивации, потребностям, когнитивным процессам, выступающим в роли «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Бихевиоризм
основоположник - Дж. Уотсон) - направление в психологии (США), согласно которому поведение человека объясняется схемой «стимул - реакция». Поступки человека - ответная реакция на внешние раздражители. Ребенок адаптируется к внешней среде, вырабатывает собственный комплекс реакций. Задача воспитания сводится, таким образом, к наблюдениям за поведением ребенка, количественным измерениям, обобщениям данных и выведением «нормативов» для педагогической практики. По мнению Э. Торндайка любые стимулы могут быть разработаны в соответствии с задачами воспитания, а ответные реакции подвергнуты количественному анализу и классифицированы. Данное направление отличается технократическим характером.

Источник: История образования и педагогической мысли

Бихевиоризм
(от англ. behavior – поведение) – философская и психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, базирующаяся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.У истоков классического бихевиоризма стоял американский философ и психолог Дж. Уотсон, который обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S-R-Р «стимул – реакция – подкрепление». Эта концепция рассматривает воспитание и развитие как процесс приспособления человека к жизни в обществе (социализация). Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, С. Пресси и др.) выступают за формирование заданного обществом поведения личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Бихевиоризм
направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения, которое понимается как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальник Б. - Э. Торндайк (1874-1949); программа и термин предложены Дж. Уотсоном в 1913 г. Идеи и методы Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединенные в США в блок бихевиористических наук. Безусловной заслугой Б. был призыв к объективности в психологии, обращение к изучению поведения человека. Сегодня Б. признает, что поведение не может быть изучено по схеме стимул-реакция, поскольку для решения этой задачи необходимо учитывать психологические факторы, включать в рассмотрение этого вопроса сознание. В настоящее время идеи бихевиоризма являются основой системы обучения и воспитания военнослужащих армии США.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Бихевиоризм
отангл. behaviour, biheviour - поведение) - направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Направление в психологии, начало которому было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

БИХЕВИОРИЗМ
от англ, behaviour — поведение) — направление в психологии 20 в., получившее особенно широкое распространение в Америке (главные представители Дж. Уотсон и Э. Торндайк), отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды: мышление отождествляется с рече-двигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т. д. Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Бихевиоризм отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними психические процессы. Бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior - поведение)
направление в психологии, преимущественно американской; рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения. Б. возник в начале 20 в. под влиянием экспериментальных исследований поведения животных. Осн. положения Б. были сформулированы (1913) Дж.Б. Уотсоном. Поскольку явления внутренней психической жизни недоступны для наблюдения, Б. вывел их за рамки научного анализа: мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции - с физиологическими изменениями в организме и т.п. На первый план в исследованиях выдвигалось научение, которое рассматривалось как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь "стимул - реакция" (S - R) принималась за единицу поведения. Согласно теории Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и, наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения (т.н. модификация поведения). С 20-х гг. идеи, методы и термины Б. получили распространение в антропологии, социологии и педагогике США, где они развиваются под общим названием "поведенческие науки". Это название сохраняется до настоящего времени, хотя уже не отражает непосредственного влияния идей Б., претерпевшего со временем значительные теоретические и методические изменения и постепенно утратившего доминирующие позиции в американской науке. Прикладные традиции Б. продолжаются в концепциях программированного обучения. Методики модификации поведения рассматриваются в психотерапии "поведенческого" направления. В школах США одним из источников программ модификации поведения служит теория социального научения А. Бандуры, согласно которой обучение становится наиболее эффективным, когда принимает форму демонстрации желательного поведения. См. также Педагогика Толмен, Уотсон, Халл

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БИХЕВИОРИЗМ
(от англ. behavior – поведение). Направление американской психологической науки конца XIX – начала XX в., в основе которого лежит понимание поведения человека и животного как совокупности реакций на предъявляемые стимулы. Это положение выражается в их непосредственной связи по формуле «стимул – реакция». Основоположники Б. Э. Торндайк (1874–1949) и Д. Уотсон (1878–1959). Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные в его рамках новые методы эксперимента, широкое привлечение в психологию математических методов анализа результатов экспериментальных исследований – все это составляет сильную сторону данного направления. В то же время критическую оценку вызвало игнорирование представителями Б. социальной природы психики и, как следствие этого, огрубление и примитивизация поведения человека. Положения Б. были использованы для психологического обоснования ряда зарубежных методов обучения. Так, в теории аудиовизуального метода обучения, программированного обучения идеи Б. проявляются в преувеличении значения схемы «стимул – реакция» и преимущественном внимании к выполнению тренировочных упражнений, рассчитанных на механическое повторение. Б. стимулировал работу по созданию разнообразных тренировочных упражнений, рассчитанных на использование звукотехники, обучающих машин и компьютеров. С 20-х гг. идеи, методы и термины Б. получили распространение в антропологии, социологии и педагогике США, где они развиваются под общим названием «поведенческие науки». На первый план в исследованиях выдвигалось научение как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул – реакция» (S-R) принималась за единицу поведения. Согласно теории Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, а по характеру реакции можно судить о вызывавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы, при умелом их подкреплении можно добиться желаемого поведения, в том числе и речевого (что было использовано в ряде теорий обучения языку).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

БИХЕВИОРИЗМ
от англ. behavior — поведение), направление в амер. психологии; рассматривает все феномены психич. жизни человека и животных как совокупность актов поведения, к-рое трактуется широко — как все виды реакций организма на стимулы внеш. среды.
Б. возник в нач. 20 в. под влиянием эксперим. исследований поведения животных (Э. Торндайк). Формировался в общем русле с рефлексологией и учением И. П. Павлова, истолкованным, однако, упрощенно-механистически. Осн. положения Б. были сформулированы Дж. Б. Уотсоном (1913). Господствовавшая в кон. 19 — нач. 20 вв. идеалистич. интроспективная психология не сумела, опираясь на метод самонаблюдения, адекватно раскрыть природу психич. саморегуляции. Поскольку явления внутр. психич. жизни недоступны для наблюдения со стороны, Б., следуя позитивистской методологии, вывел их за рамки науч. анализа, обосновывая построение «психологии без психики»: мышление отождествлялось с речедвигат. актами, эмоции — с физиол. изменениями внутри организма и т. п. На первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул — реакция» (S — R) принималась за единицу поведения.
Осн. метод Б. — наблюдение и описание реакций организма в ходе научения либо их эксперим. моделирование. Согласно Б., человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над к-рыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «репертуаров поведения». Выработка новых реакций, лежащая в основе научения, происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна из них не даст положит. результата (принцип «проб и ошибок»). Удачная приспособит, реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению («закон эффекта»). Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т.е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы.
Согласно Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения (т. н. модификация поведения). В Б. усматривается различие между поведением животных и человека только в степени сложности.
С 20-х гг. идеи, методы и термины Б. получили распространение в антропологии, социологии, педагогике США, где они развиваются под общим назв. «поведенческие науки». Это назв. сохраняется до сих пор, хотя уже не выражает непо-средств. влияния идей Б. Прикладная традиция Б. была продолжена в концепциях программиров. обучения, в методиках модификации поведения, в психотерапии «поведенческого» направления.
Объективный подход в исследованиях, новые эксперим. методики, привлечение в психологию матем. средств обусловили значение Б. в психол. науке. Однако методологич. неадекватность, механицизм в понимании психич. явлений, выразившийся в игнорировании роли сознания и внутр. мотивации, а также в невнимании к социальной природе психики вызвали серьезную критику Б. (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др.). Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Б.: представители т. н. необихевиоризма (Э. Толмен, К. Халл) были вынуждены ввести в схему S — R «промежуточные переменные» — гипотетич. внутр. факторы, призванные объяснить качеств, сторону психич. процессов, обеспечивающих взаимосвязь стимула и реакции. Это по сути означало пересмотр «классич.» доктрины Б.
В то же время социологически направленный, т. н. радикальный, Б. (Б. Скиннер) предложил манипулятивную модель управления человеческим поведением на основе «оперантного обусловливания» — подкрепления желательных поведенческих актов (оперантов) не до, а после их выполнения индивидом, в результате чего формируется требуемый «поведенческий репертуар».
Методологич. влияние Б. на педагогику в США и ряде др. стран обусловлено идейной основой этого течения — положением о широкой возможности управления и «модификации» человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями. В практику воспитания и образования введена рабочая схема процесса социального формирования человека, основанная на «впечатывании» (Торндайк) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку т. н. правильных реакций и устранение неправильных. При этом процесс социализации личности и собственно научения трактуется как опробование разл. подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного или негативного подкрепления той или иной реакции индивида в качестве необходимого фактора формирования поведения.
В школах США одним из источников программ модификации поведения служит теория социального научения А. Бандуры, согласно к-рой обучение становится наиб. эффективным, когда принимает форму демонстрации желательного поведения.
Б. по сути индифферентен к гуманис-тич. идеалам в процессе социализации. Школа рассматривается как своего рода конвейер для производства индивидов, функционально приспособленных к существованию в условиях определенной социальной системы. Снимается вопрос. о руководстве нравств. становлением личности, о сущности ее внутр. убеждений, ценностных ориентации. Личность формируется как «социальная вещь», утилизируемая обществом. Выработка приспособит, действий и реакций, адекватных требованиям среды, объявляется осн. целью воспитания. Обоснованная в Б. механистич. модель человека делает излишним обращение к реальным феноменам мышления ребенка. Обучение рассматривается как усвоение тенденций реагировать определенным образом на определенные ситуации, а не как развитие способностей действовать или думать.
Применение установок Б. в пед. практике подвергается критике в совр. заруб. и отечеств, психологии.
ЛитУотсон Дж. Б., Бихэвиоризм, БСЭ, т. 6, М., 1927; его же, Психол. уход за ребенком, пер. с англ., М.; Т о p н-дайк Э., Процесс учения у человека, пер. с англ., М., 1935; Эксперим. психология, сост. П. Фресс, Ж — Пиаже, пер. с франц., в. 1 — 2, М., 1966, гл. 1; Пилипов-ский В. Я., Критика совр. бурж. теорий формирования личности. М., 1985; Я p о-шевский М. Г., История психологии, Ми9853; Skinner B. F., About beha-viorism, N. Y., 1974; V arg as J. S., Beha-vioral psychology for teachers. N. Y., 1977; Steinberg IBehaviorism and schoo-ling, Oxf., 1980; Axel r od S., Behavior modification for the classroom teacher, N. Y.-L., 1983. В. Я. Пилиповский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
234.33 кб

Формирование поведения: практическое применение идей бихевиоризма

Торопов Павел Борисович
Исследуются вопросы практического применения идей социального бихевиоризма, представлены результаты тренинга, направленного на формирование эффективных паттернов поведения.
Читать PDF
131.78 кб

Американские коллеги истинные представители традиционного бихевиоризма

Мухина Валерия

Похожие термины:

  • Бихевиористская теория

    направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма н
  • БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД

    Подход к обучению, сводящий усвоение речи к предъявляемым реакциям на стимулы и ставящий во главу угла формирование навыков путем многократного механического повторения языкового и речевого мат