БЕЗНАДЗОРНОСТЬ детская

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Безнадзорность детская
отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. д. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Причины Б.д.: утрата детьми родителей; сложные условия труда и быта взрослых членов семьи (длительные командировки, неудовлетворительное состояние здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, развод, аморальный образ жизни родителей и т.п.); отсутствие взаимопонимания со сверстниками, педагогами, неудачи в учебном процессе и др. Б.д. также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитательной работы в школе и медленного развития системы общественного воспитания в стране (нехватка учреждений дополнительного образования детей для организации досуга, занятий спортом и т.п.). Нередко к Б.д. приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания. Б.д. характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству. В результате у детей появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность. Безнадзорные дети наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами уличных, в том числе транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ детская
отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Причины Б.: утрата детьми родителей; сложные условия труда и быта взрослых членов семьи (длительные командировки, неудовлетворительное состояние здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, развод, аморальный образ жизни родителей и т.п); отсутствие взаимопонимания со сверстниками, педагогами, неудачи в учебном процессе и др. Б. также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитательной работы в школе и медленного развития системы общественного воспитания в стране (нехватка учреждений дополнительного образования детей для организации досуга, занятий спортом и т.п.). Нередко к Б. приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания. Б. характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству. Предоставленные самим себе, несовершеннолетние оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, втягиваются в употребление алкоголя, наркотиков, в аморальную деятельность вплоть до преступной (см.Преступность несовершеннолетних). В результате у детей появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, запущенность педагогическая. Безнадзорные дети наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами уличных, в т.ч. транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. Несовершеннолетние приобретают негативный опыт жизни, у них создается ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают свое неумение установить с ними доверительные отношения и тем самым усиливают чувство изоляции детей от семьи. Комплекс мер борьбы с Б. включает выявление безнадзорных детей и их устройство в воспитательные и учебные заведения; организацию мероприятий, обеспечивающих родителям условия для воспитания детей. — общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Беспризорность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ детская
отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитат. влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Крайнее проявление Б. — беспризорность. Б. выражается в отчуждении самих детей от семьи, дет. коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Причины Б.: утрата детьми одного или обоих родителей, условия труда и быта взрослых членов семьи (длит. командировки или состояние их здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, разводы, аморальный образ жизни родителей и т. п.) и в дет., уч. коллективе (отсутствие взаимопонимания со сверстниками, с педагогами в результате авторитарного стиля воспитания, неудачи в уч. процессе и др.). Б. также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, практически не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитат. работы в школе и медленного развития системы обществ. воспитания в стране; нехватки внешкольных и культ.-просвет. учреждений для организации досуга, занятий спортом.
Нередко к Б. приводит пед. неграмотность взрослых членов семьи, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преим. материальных потребностей детей, в недостаточной требовательности к детям, нежелании контролировать их образ жизни (в т. ч. распорядок дня, выполнение домашних заданий), интересоваться дет. увлечениями, кругом общения.
Б. характерна для ситуаций, когда дети проводят все свое свободное время вне семьи и ученич. коллектива. Иногда неблагополучная семейная обстановка вынуждает детей к самовольному уходу из семьи, бродяжничеству. В нек-рых случаях такие поступки объясняются ро-мантич. причинами (напр., стремлением путешествовать) и, как правило, остаются единичными эпизодами в жизни ребенка. Предоставленные самим себе, несовершеннолетние оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, втягиваются в употребление алкоголя, наркотиков, в аморальную деятельность вплоть до преступной (см. Преступность детская). В результате у детей появляются негативные и антиобществ. привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемост, запущенность педагогическая. Опасным следствием Б. является свойственное подросткам стихийное проявление побуждений, связанных с недостаточно сформиров. представлением о ценности жизни, с ослабленным чувством риска. Безнадзорные дети наиб. часто попадают в критич. ситуации, становятся жертвами транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. В результате Б. несовершеннолетние приобретают опыт жизни вне нормального коллектива, у них создается ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают свое неумение установить с ними доверит, отношения и тем самым усиливают чувство изоляции детей от семьи.
Комплекс мер борьбы с Б. включает выявление безнадзорных детей и их устройство в воспитат. и уч. заведения; мероприятия, обеспечивающие родителям и др. взрослым возможности для воспитания детей: улучшение условий труда, быта и совм. отдыха с детьми; установление льгот для женщин, имеющих детей; помощь многодетным семьям; забота о детях, оставшихся без попечения родителей; адм. и обществ. воздействие на лиц, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей; контроль за неблагополучными семьями; педагогический всеобуч родителей и др. Большую роль в предупреждении Б. имеет процесс общей гуманизации воспитания в стране, расширение возможностей школы по работе с учащимися во внеучебное время и организации продленного дня, поиск интересных для детей, в т. ч. нетрадиционных, форм внешк. работы, расширение сети воспитат., культ.-просвет. и оздоровит. учреждений.
Профилактика Б. осуществляется также органами милиции, обществ. орг-ция-ми по месту жительства.
Одним из перспективных направлений ликвидации Б. является создание действенной системы обществ. воспитания, ориентированной на взаимодействие семьи, гос. воспитат. учреждений, уч. заведений, общественности в воспитательной работе по месту жительства детей и подростков.
Непосредств. работа с безнадзорными детьми требует от взрослых большого пед. такта и уверенности в успехе воспитания и должна быть прежде всего направлена на установление взаимного доверия и понимания, преодоление психол. барьера. Родителям нужно не только изменить свое отношение к ребенку как к личности, но и познакомиться с воспитат. средой, окружающей его (дет., уч. коллектив, неформальная группа и др.), определить позицию в ней ребенка, попытаться проанализировать причины и мотивы, способствующие Б. Наилучшей является ситуация, когда в процессе адаптации безнадзорных детей к нормальному образу жизни родители действуют в союзе с педагогами. Совм. усилия направляются на развитие интереса к уч. деятельности, выявление одаренности ребенка, восстановление его связей со сверстниками и уважения к нему в коллективе, вовлечение в творч. объединения по интересам и т. п.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
115.30 кб

Бедность как фактор детской безнадзорности

Игнатенко Ю. В., Каримов А. Г.
Проблема детской безнадзорности особенно сильно проявила себя в современном обществе.
Читать PDF
148.96 кб

Проблема детской безнадзорности (аналитический аспект)

Тарханова И. Ю.
Читать PDF
230.50 кб

Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения

Рубанцова Тамара Антоновна, Крутько Елена Александровна
Совокупность политических, экономических, социальных изменений влияет на социальные отношения и на внутренний мир ребенка.
Читать PDF
4.93 мб

Межпоколенческий конфликт в семье и детская безнадзорность

Вдовина Маргарита Владимировна
Статья посвящена проблеме межпоколенческого конфликта в семье, его влиянию на детско-родительские отношения и детскую безнадзорность. Показаны основные причины, формы проявления, типы конфликта и «конфликтных» семей.
Читать PDF
720.61 кб

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Батуро Анастасия Михайловна
В статье рассматриваются и выявляются причины появления детской беспризорности и безнадзорности в России.
Читать PDF
116.79 кб

Социально-экономический портрет детской беспризорности и безнадзорности в России

Якимчук С. В., Евдокимов В. И.
Явления беспризорности и безнадзорностианализируются в связи с другими социальнымипроблемами современного российского общества.
Читать PDF
100.48 кб

Бедность российского населения как причина, детерминирующая детскую безнадзорность

Игнатенко Ю. В., Каримов А. Г.
В данной статье проблема детской безнадзорности исследуется как социальное явление, оказывающее негативное влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения.
Читать PDF
1.18 мб

О мерах по повышению эффективности управления деятельностью по профилактике детской безнадзорности и

Новикова К. Н.
Работа посвящена актуальной проблеме деткой безнадзорности и се-мейного неблагополучия.
Читать PDF
491.89 кб

Система ликвидации детской безнадзорности и правонарушений в послевоенное десятилетие (на примере Ул

Седова Дарья Викторовна
Статья посвящена изучению системы ликвидации детской безнадзорности и правонарушений, сформированной в 1945-1955 гг., анализу опыта, накопленного советским государством по преодолению указанных проблем.
Читать PDF
189.76 кб

Особенности развития системы профилактики детской безнадзорности в России в контексте социального па

Тимашова А. О.
Акцентируется внимание на возможности и целесообразности применения систем-ного подхода к исследованию особенностей развития системы профилактики детской безнадзорности в России через конструирование комплексной модели профилактик
Читать PDF
125.20 кб

Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности на регион

Петровская Юлия Александровна
Статья посвящена особенностям организации системы профилактики детской безнадзорности на уровне региона (на примере Республики Карелия), в частности, проблеме межведомственного взаимодействия субъектов профилактики.
Читать PDF
66.83 кб

Объективные и субъективные условия формирования детской безнадзорности как феномена социального отчу

Крутько Е. А.
Читать PDF
235.20 кб

Анализ ситуации в области профилактики подростковых правонарушений и детской безнадзорности в РФ и П

Шипкова Татьяна Николаевна
В статье анализируются проблемы детской безнадзорности